Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

56 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет в полводы пустят. Ходить надо знаючи, есть в воротах камень, а в голомяную немецкую сторону правее Красной Лудки чисто, токмо от костагора с востока надо идти не близко, есть с востока водо- поймина да и с лета сажень за десять тоже есть водопоймина - на полной воде оба закрывает... Бережнее луд у Наволоков мелко, ходят порожними лодьями больше чем в пол воды прибылой. С моря и Воятки и Зеленца островов чисто и глубоко, хотя и великая бывает в непогоду зыбь" [Кошечкин, 1979, с. 25]. Несмотря на отсутствие масштабных мер на первых географи­ ческих схемах, северные мореходы хорошо представляли себе рас­ стояния между исходными и конечными пунктами своих путешествий, измеряя их количеством суток перехода. Все навигационные приметы и меры расстояний надо было держать в голове, на что способен далеко не каждый, поэтому кормщики ценились на вес золота: “На небе - бог, на земле - царь, - говорили в народе, - а на море - кормщик”. Их потомки и в нашем XX веке не раз удивляли приезжих ученых своими познаниями мореходного дела, хладнокровием и неутомимостью. / , 5 . О б eflbo&U e c e & e fc frfr ^ по-видимому, следует сделать первое, может быть не очень корректное по отношению к нашим современникам, отступление в сторону оценки уровня “моделирования океанологических процес­ сов”, который, как будет показано в последующих главах, так и не достиг высоты достаточно высокого реалистического воплощения, подобного достигнутому первыми северными мореплавателями (естественно, с учетом технического прогресса). Кормщики конечно же не представляли себе, как мы сейчас, динамику ледового покрова, схему течений, ветровой режим и другие синоптические детали, необходимые для современных плаваний. Тем не менее они умудрялись без всяких сложных приборов точно выходить к южной оконечности Шпицбергена. Трудно себе представить, чтобы в голове средневекового судоводителя отсутствовала точная схема- модель проводки судна, основанная, скажем, на тщательно разрабо­ танных тогда классификациях форм морского льда (которая, кстати, положена в основу современной классификации), преобладающих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz