Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

50 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет богатствами, которых желающим поживиться всегда очень не хватает, плюс неуемная жажда нового, с детства свойственная человеку- исследователю, заставляла идти по морю на восток. Наши поморы совершали походы в противоположном направлении, а потому имели более высокие шансы возвратиться домой живыми и невредимыми. Плавания поморов в западном направлении (в “Норвегу Датску”) значительно отличались от их походов на север и восток, где находились основные лежки морского зверя. На запад “бегали парусом” главным образом с торговыми, военными и дипломатическими целями. Но западные безледные походы имели свои, специфические трудности, для поморских судоводителей не менее существенные, чем ледовые преодоления на севере и востоке Баренцева моря. Григорий Истома оставил рассказ о том, как проходило его путе­ шествие в западные земли - туда, где на морских берегах был выстроен “Сторожевой дом” норвежцев - замок Вардехус. Выйдя из устья Север­ ной Двины сначала вдоль Зимнего берега (восточный берег Белого моря у поморов назывался Зимним, а западный - Летним), а затем - противо­ положного Летнего, и борясь с противными ветрами и течениями, парусно-весельные суда направились к мысу Святой Нос (носом север­ ные мореходы называли мыс). Истома описывает этот мыс как огромную скалу, под которой находится пещера, окруженная страш­ ными водоворотами, затягивающими корабли в свое гипнотическое жерло. (На самом деле - у Св. Носа злодействовал сулой, рожденный столкновением прибрежных морских струй, направленных навстречу друг другу; противоборством потоков в сулое, по-немецки называемое stromkabbelung [Krummel, 1911], управляют приливо-отливные колеба­ ния уровня моря, создающие на мелководьях и в узкостях поступа- тельно-возвратные течения с повышенными скоростями, англичане называют их “current rips” и “tide rips”). Чтобы пройти опасное место, согласно народным поверьям, надо было умилостивить морских стражей, поэтому членам экипажа приходилось жертвовать некоторую часть продовольственного запаса. В старину существовало поверье, что у Св. Носа водится зловред­ ный червь, будто бы буравящий деревянную обшивку судов, поэтому моряки зачастую предпочитали перетаскивать свои суда волоком через Св. Нос, минуя опасные акватории. Но впоследствии, по преданию помо­ ров, червя заклял святой Варламий Керетский. Конечно, более серьезных подводных обитателей заклинать было гораздо труднее и они продолжали существовать в богатом воображении северных жителей (в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz