Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
50 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет богатствами, которых желающим поживиться всегда очень не хватает, плюс неуемная жажда нового, с детства свойственная человеку- исследователю, заставляла идти по морю на восток. Наши поморы совершали походы в противоположном направлении, а потому имели более высокие шансы возвратиться домой живыми и невредимыми. Плавания поморов в западном направлении (в “Норвегу Датску”) значительно отличались от их походов на север и восток, где находились основные лежки морского зверя. На запад “бегали парусом” главным образом с торговыми, военными и дипломатическими целями. Но западные безледные походы имели свои, специфические трудности, для поморских судоводителей не менее существенные, чем ледовые преодоления на севере и востоке Баренцева моря. Григорий Истома оставил рассказ о том, как проходило его путе шествие в западные земли - туда, где на морских берегах был выстроен “Сторожевой дом” норвежцев - замок Вардехус. Выйдя из устья Север ной Двины сначала вдоль Зимнего берега (восточный берег Белого моря у поморов назывался Зимним, а западный - Летним), а затем - противо положного Летнего, и борясь с противными ветрами и течениями, парусно-весельные суда направились к мысу Святой Нос (носом север ные мореходы называли мыс). Истома описывает этот мыс как огромную скалу, под которой находится пещера, окруженная страш ными водоворотами, затягивающими корабли в свое гипнотическое жерло. (На самом деле - у Св. Носа злодействовал сулой, рожденный столкновением прибрежных морских струй, направленных навстречу друг другу; противоборством потоков в сулое, по-немецки называемое stromkabbelung [Krummel, 1911], управляют приливо-отливные колеба ния уровня моря, создающие на мелководьях и в узкостях поступа- тельно-возвратные течения с повышенными скоростями, англичане называют их “current rips” и “tide rips”). Чтобы пройти опасное место, согласно народным поверьям, надо было умилостивить морских стражей, поэтому членам экипажа приходилось жертвовать некоторую часть продовольственного запаса. В старину существовало поверье, что у Св. Носа водится зловред ный червь, будто бы буравящий деревянную обшивку судов, поэтому моряки зачастую предпочитали перетаскивать свои суда волоком через Св. Нос, минуя опасные акватории. Но впоследствии, по преданию помо ров, червя заклял святой Варламий Керетский. Конечно, более серьезных подводных обитателей заклинать было гораздо труднее и они продолжали существовать в богатом воображении северных жителей (в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz