Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава I (XI-XVII вв.) 47 вателям потребовалось ходить не только по ветру, но и против него - галсами), были приспособлены к безопасному плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуществом пользовались российские кормщи ки, проводившие свои лодьи через Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путем, освоенным еще в XII веке. Один из выдающихся отечественных мореходов XV в. Иван Новго родец (Иван Илегович Амосов), не единожды ходивший Северо- западным морским путем (весной туда, а осенью - обратно), так описы вает свое весеннее путешествие через западные границы Баренцева моря и маневр при встрече с норвежцами на обратном пути: "И обойдохом Нурман межю льды. Да и обрат правихом дождався осени. В море бе тьросовато не в обычай. И далече идучи, их дыми видехом, а в нощи огня; поход наш сведав и своим си вести подают. Атеснитись в наш, в лодейный след их кораблецем не можно. Борзы на живой воде, ледовита же пути не любят”[Панченко, 1991, с. 11]. “Борзые” в безледных водах 20-25-метровые парусно-весельные суда норвежцев, найденные в раскопках Гокстада, удивили корабелов совершенством форм и конструкций [Гуревич, 1966]. Шестнадцать пар гребцов, каждому из которых приходилось управляться с шести метровым веслом, и несколько семей переселенцев с имуществом и скотом могло взять на борт такое судно. Не загруженное скарбом, оно имело минимальную осадку, что для боевых операций, которыми славились викинги, давало преимущество на маневрах в устьевых участках, и в среднем течении рек, где в основном располагались разоряемые селения. Специально построен ные боевые корабли, в отличие от грузовых, были легкими, узкими и маневренными за счет быстро убираемых парусов. Технология изготовления боевых, походных и грузовых судов была единой. Доски обшивки крепили к шпангоутам внахлест железными заклеп ками, щели конопатили паклей из шерсти или растительных материалов. На своих изящно скроенных “кораблецах” средневе ковые скандинавы промышляли также рыбу Голова імеи, украшающая вое корабля викингов, построен ного в 800 году. Справа - реставрированный корпус гокстадского корабля из музея Осло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz