Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава I (XI-XVII вв.) 47 вателям потребовалось ходить не только по ветру, но и против него - галсами), были приспособлены к безопасному плаванию во льдах. Этим их замечательным преимуществом пользовались российские кормщи­ ки, проводившие свои лодьи через Баренцево и Норвежское моря из Белого в Балтийское путем, освоенным еще в XII веке. Один из выдающихся отечественных мореходов XV в. Иван Новго­ родец (Иван Илегович Амосов), не единожды ходивший Северо- западным морским путем (весной туда, а осенью - обратно), так описы­ вает свое весеннее путешествие через западные границы Баренцева моря и маневр при встрече с норвежцами на обратном пути: "И обойдохом Нурман межю льды. Да и обрат правихом дождався осени. В море бе тьросовато не в обычай. И далече идучи, их дыми видехом, а в нощи огня; поход наш сведав и своим си вести подают. Атеснитись в наш, в лодейный след их кораблецем не можно. Борзы на живой воде, ледовита же пути не любят”[Панченко, 1991, с. 11]. “Борзые” в безледных водах 20-25-метровые парусно-весельные суда норвежцев, найденные в раскопках Гокстада, удивили корабелов совершенством форм и конструкций [Гуревич, 1966]. Шестнадцать пар гребцов, каждому из которых приходилось управляться с шести­ метровым веслом, и несколько семей переселенцев с имуществом и скотом могло взять на борт такое судно. Не загруженное скарбом, оно имело минимальную осадку, что для боевых операций, которыми славились викинги, давало преимущество на маневрах в устьевых участках, и в среднем течении рек, где в основном располагались разоряемые селения. Специально построен­ ные боевые корабли, в отличие от грузовых, были легкими, узкими и маневренными за счет быстро убираемых парусов. Технология изготовления боевых, походных и грузовых судов была единой. Доски обшивки крепили к шпангоутам внахлест железными заклеп­ ками, щели конопатили паклей из шерсти или растительных материалов. На своих изящно скроенных “кораблецах” средневе­ ковые скандинавы промышляли также рыбу Голова імеи, украшающая вое корабля викингов, построен­ ного в 800 году. Справа - реставрированный корпус гокстадского корабля из музея Осло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz