Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 1 (XI-XVll вв.) 39 порабощенные пленники, то на реках, озерах и морях - рукотворные плоты, весельные суда и - вершина средневекового освоения океана - парусный флот. Следует отметить, что парус стал первым средством эксплуатации механической энергии атмосферы, предтечей ветровых и водяных мельниц и других устройств, используемых в созданных человеческим разумом механизмах, заменивших мускульную энергию животных и рабов. Надводные средства передвижения были первыми творческими шедеврами человеческой мысли, направленной на освоение больших территорий. Предпочтение сухопутным водных дорог легко объяснить, потому что главными местами поселения людей были реки, а наиболее густонаселенными - их морские устья - самые продуктивные зоны зем­ леделия, разведения животных, охоты и рыболовства. Климатические условия на морских берегах Севера не позволяли развивать сельское хозяйство, склоняющее людей к оседлости, поэтому создавали допол­ нительный стимул развития водных средств передвижения для морской охоты и разбойных мероприятий. С начала VIII и до конца XI века хищные эскадры викингов на узких, низко сидящих в воде, парусно-весельных походных и боевых кораблях- драккарах выходили из фиордов Норвегии и портов Дании в далекие и опасные плавания, оставляя на произвол судьбы поселения родствен­ ников - трудолюбивых хевдингов, занимающихся мирным хозяйством, и поэтому очень далеких от авантюристических планов своих молодых земляков. Большая часть викингов погибала в тяжелых походах, но это не останавливало энергичных, воинственно настроенных скандинавов. Отношение оседлой части населения к викингам, конечно, было отрицательное, такое же, как их современников, членов родовых общин Великой степи, к “людям длинной воли”, бросивших юрты своих роди­ телей ради скитаний за пределами привычных степных ландшафтов. Подобные же чувства испытывали и славянские семьи, мирно живущие близ рек и озер, к ушкуйникам, ватаги которых держали в страхе все прибрежное население. Оставили о себе недобрую память и “чайки” лихих казаков, один вид которых даже издалека вызывал беспокойство станичников Тихого Дона. Разделение общества на мирную и военизированную части было огромным стимулом к появлению крупных, хорошо обороняемых городов, созданию в устьях рек береговых укреплений и военно- морского флота. Берега Белого, Баренцева и Норвежского морей в средневековье стали прибежищем для мастеров судостроения, купцов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz