Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 6 (Вторая четверть XX века) 429 разгадать природу циркуляции по прямым ее измерениям более эффективно, чем по косвенным данным температуры и солености? Исходя из исторических примеров морских исследований, приведенных выше, по-видимому, не сможем. Потому что физический смысл цирку­ ляции океана выходит за рамки представлений о независимых течениях и затрагивает энергетическое взаимодействие океана с атмосферой. То есть в данном случае косвенные термогалинные показатели измен- чиврсти водных масс при определенных термодинамических допуще­ ниях, о которых говорилось еще первыми авторами оценок механи­ ческого эквивалента тепла, более уместны, чем прямые показатели движения частиц воды. Поэтому следующую главу мы начнем с раз­ борки главной проблемы адвекции тепла в Баренцевом море, решаемую на отрезке времени 1950-1975 гг. по данным температуры и солености, измеренных на стандартных разрезах, пересекающих “потоки” атлан­ тических вод, которые приходится заключить в кавычки, чтобы под­ черкнуть их отличие от привычных нам речных потоков, потоков векторного поля и расходов жидкости через единицу площади за еди­ ничный промежуток времени. Расчеты последних в условиях океана, как это было показано на примере Баренцева моря и всей системы Гольфстрима, далеко не объективны. На протяжении всей первой части баренцевоморской эпопеи мы часто употребляли термин “модель”, который понимается обычно по- разному в зависимости от творческой ориентации авторов. Модель одежды, модель самолета, модель атома несут в себе разное содер­ жание, конечная цель которого едина - правильное, то есть позво­ ляющее решать практические задачи упрощение. Великая формула Ньютона, “Реквием” Моцарта, “Троица” Рублева - шедевры в мире науки и искусства, в которых упрощения использованы наиболее эффективно. Не менее исторически значимыми являются астроло­ гические модели, с которых начинала свое рождение небесная меха­ ника, и ритуальные действа разукрашенных “дикарей”, сопровож­ даемые ритмическими звукоподражаниями, которые дали начало гармонии живописи и музыки. Особое место в истории науки занимают алхимики, путь которых по мнению Д. И. Менделеева: “...никогда не может привести к полному успеху, потому что они не ставили себе простых и ясных вопросов, разрешив которые, могли бы идти далее. Оттого они не успели открыть ни одного точного закона, хотя оставили от себя в наследство химии много новых опытных данных.” [Менделеев, 1934, с. 32].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz