Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 6 (Вторая четверть XX века) 421 выражена в слое главного термоклина по протяженности системы Гольфстрима от умеренных широт Северной Атлантики до Полярного фронта Баренцева и Гренландского морей. Другой пример касается влияния Гольфстрима на климат Европы. “Очевидно”, что оно положительно, то есть аномально теплый Гольфстрим принесет в Европу тепла больше чем приносит “средний”, а тем более нагретый ниже среднего уровня Гольфстрим. Но, во- первых, как это было уже показано выше, факты этого не подтвер­ ждают, а, во-вторых, воды Гольфстрима, характеризующиеся повы­ шенными температурами, обязательно имеют повышенную соленость, а значит в походе на Европу они просто погру іится в подводное положение, будучи изолированными от атмосферы, если не аномально холодными, то просто холодными водами, и в результате получается отрицательный эфф ект - аномально теплый Гольфстрим станет предшественником аномально холодной погоды в Европе. Подобный же эффект разбирался когда-то на примере проекта отепления Северного Ледовитого океана посредством перекачки тихоокеанских вод через Берингов пролив. Теплые воды Тихого океана, обладающие большей, чем поверхностные арктические воды соле­ ностью, непременно погрузились бы и вызвали повышенное компенса­ ционное распространение арктических льдов и последующую новую ледниковую эпоху в полярных широтах северного полушария. В статье “Природа физики и ее связь с другими науками” было написано: “Физика - великое торжество человеческого ума. Но она часто развивалась в связи с изучением кажущихся тривиальностей” (THOMSON G. P., Am. J. Phys., 28, 187. 1960). Когда-то, в 1690 году философ Д. Локк провел простой опыт, разъясняющий коварство понятий “теплого” и “холодного”. Он брал три сосуда, один с горячей, другой - с холодной и третий со смесью этих вод, то есть теплой водой. Погрузив одну руку в горячую, другую - в холодную, он переносил их затем в сосуд с теплой водой. Тогда для одной руки теплая вода пока­ жется холодной, а для другой - горячей. Подобный “чувственный” опыт можно провести и с двумя образцами вод разной солености и одного - пресной и тоже получить представления об относительности понятий высокосоленой и опресненной воды. Но вот в нашем распоряжении появились приборы, измеряющие температуру и соленость, и, кажется, теперь мы не допустим столь чувствительной “чувственной” ошибки? Совершенно верно, но только при определенных допущениях, в данном случае, как минимум, огра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz