Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 6 (Вторая четверть XX века) 415 экспериментом того механизма, который он разгадал, для чего и создается модель. Построение модели, многократно подтверждающей правильность исследовательского подхода к решению задачи, позволяет перейти на самый высокий теоретический уровень познания и выполнить интер­ претацию того явления, которое было подвергнуто анализу. В данном случае - это определение пропорциональности между объемом и весом не только того драгоценного изделия, заказ на определение чистоты сплава которого был получен от заказчика, но и для любых физичес­ ких тел, погруженных в любую жидкость. Таким образом рождается метод. Готовый метод, ставший достоянием хотя бы еще одного человека, становится на путь внедрения в практику и через некоторое время перестает быть проявлением высокого интеллекта, повторить достижение которого способен даже школьник. После достижения теоретического уровня возможности интерпре­ тировать явления и использовать метод для решения практических задач происходит дальнейшее развитие исследования, которое начина­ ется с того, что теоретический уровень становится эмпирическим, интерпретация переходит в описание, а метод оказывается образам мышления, необходимым, но недостаточным для дальнейшего познания объекта, которое безгранично. Таким образом последовательность ста­ дий исследования выглядит следующим образом: образ, прогноз, алго­ ритм, модель, метод. По-видимому, некоторые не согласятся с положением прогноза на таком “непрестижном” втором месте. Существует представление о про­ гнозе как о чем-то совершенном, представляющем итог научного иссле­ дования. Но зададим себе вопрос, что есть прогноз в человеческой прак­ тике, в учреждениях, из которых это название вышло “в люди”: бюро погоды, политические и экономические институты и т. д. Прогноз - это угадывание результата какого-нибудь сложного явления или события на основе опыта и интуиции. По мере того, как составляющие этого сложного явления становятся известными, то есть по мере того, как вводятся в угадывание элементы расчета, прогноз все более и более перестает быть прогнозом. Представим себе артиллериста, получившего задание поразить цель, координаты которой известны, известны также направление и сила ветра, параметры и планы передвижения противника. Выполнение зада­ чи связано только с расчетом, и этого артиллериста можно назвать прогнозистом на 0%. Теперь представим, что неизвестны направления и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz