Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 6 (Вторая четверть XX века) 413 Продолжая философскую линию рассуждений, приведем свои со­ ображения относительно последовательности уровней познания, этапов исследования и стадий работы, в которых используются понятия гипо­ тезы, модели, алгоритма и т. п. [Адров, 1993]. Более всего это необхо­ димо для изложения материала следующих глав, потому что опреде­ ляет авторское отношение к терминам, смысл которых понимается обычно по-разному. В известной книге Г. Стоммела “Гольфстрим”, ставшей клас­ сической работой в области выявления причин интенсификации океанских течений умеренных широт, в конце книги в разделе “Некото­ рые замечания полемического характера” автором высказывается глубокая, совсем не полемическая и явно запоздалая мысль о проверке гипотез: “В теории океанографии слишком много зависело от чисто гипотетических физических процессов. Часто предложенные гипоте­ зы бывают весьма призрачными, и нам следует подвергать их специальному испытанию и проверке...”[Стоммел, 1963, с. 208]. Для принятия решений в обычной человеческой практике необхо­ дима уверенность в правильности исходных положений того способа, с помощью которого просчитываются результаты и принимается реше­ ние. Исследователями с самого начала управляют стереотипы, которые предопределяют правдоподобную, на первый взгляд, интерпретацию тех изменений, которые наблюдаются в океане. Путь исследования можно представить как переход от этапа наблюдения к этапу интерпретации, минуя несколько промежуточных стадий, об одной из которых - про­ верке гипотез - поведал нам известный океанолог. Мы назвали такую интерпретацию преждевременной. Можно предложить различные толкования термина “интерпре­ тация”. С нашей точки зрения, она должна расставить по своим местам причины и следствия и быть итоговым этапом исследования, а не исход­ ным положением, которое обсуждалось нами на историческом примере Гольфстрима. Мы выделяем три промежуточных этапа исследования между наблюдением и интерпретацией: гипотезу, расчет и эксперимент. Эмпирический уровень познания предполагает те знания, которые уже имеются в наличии, - это человеческая практика. На этом этапе исследователю необходимо только наблюдение, то есть сбор и осмыс­ ление информации, как объективной (измерения), так и предметной (теории). В результате усвоения материала у него вырабатывается достаточный кругозор и складывается образ. Рождается предмет иссле­ дования, который представляет для него научный интерес и возмож

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz