Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

396 Н. М. Адров. Исследования Баренцева м оря за 1000 лет Ярус ставили “на одну воду”, то есть, например, от начала прилива до начала отлива, что составляет при­ близительно 6 часов. Нередко ярус ставился верстах в 20-30 от берега (верста равна 1067 м). Обращение с ярусом требовало большого опыта и сноровки и представляло собой целую науку. На наживку исполь­ зовались мойва и песчанка, которых ловили мелкоячейными неводами у берега. На наживочном материале некоторые предприниматели делали свой бизнес: известный архангель- Парусный мотобот типа “касатка”, большой северный комбайн и первый серийный траулер. ский купец Епимах Могучий держал для транспортировки свежей мойвы и песчанки несколько судов. В случае отсутствия рыбной наживки использовалась “черва”, живущая на песчаных и илистых отмелях (проворных червей-полихет выкапывали вилами), и “ракушки” (мидии - двустворчатые моллюски, сплошным покровом устилающие полосы отлива “как булыжники на мостовой”). Последние (нерыбные) наживки употреблялись главным образом финнами и норвежцами. По данным известного краеведа Кольской земли и исследователя ярусного и удебного морского лова В. К. Алымова, в 1925 г. на Мурмане промышляли 403 елы, 394 карбаса, 118 шняк, 106 парусных и 35 моторных ботов. Большинство судов базировалось на становищах Восточного Мурмана. Дальность выхода в море в среднем равнялась шести километрам, средняя продолжительность плавания - около одних суток, а средний одноразовый вылов рыбы составлял около полутонны. Вспоминая о первых рейсах тралового флота, капитан траулера “Треска” Ф едор Михайлович Михов, открывший Заколгуевский промысловый район, писал: “Техника лова была несложна. Трал вы­ бирали на палубу руками, то есть вся вахта во главе с капитаном или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz