Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

394 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет В 1932-1938 годах изданы первые атласы, промысловые лоции и другие морские пособия. В 1938 году ПИНРО впервые начал исполь­ зовать ультразвуковые эхолоты для изучения морфологии морского дна, что позволило в дальнейшем перейти на новое качество работ и выпустить крупномасштабные навигационно-промысловые карты, составить подробную батиметрическую схему дна. Обобщения материа­ лов эхолотной съемки для изготовления лоций и карт начали про­ водиться в начале пятидесятых годов. Но еще в 1932 году была издана первая карта грунтов тринадцати районов Баренцева моря, более всего необходимая капитанам траулеров. Масштабы развития флота Северного бассейна в 30-х годах отра­ жает статистика роста самоходных судов: 1931 г. - 255, 1936 г. - 307, 1941 г. - 668 единиц [Белкин и др., 1996, с. 40]. Немалая заслуга тому - созданное в 1931 году в Ленинграде проектно-конструкторского бюро рыбопромыслового судостроения “Рыбосудстрой”, позднее переименованное в “Рыбосудопроект”, а ныне - Гипрорыбфлот (Государственный научно-исследовательский и проектный институт по развитию и эксплуатации флота). А . осту интенсивности исследований в Баренцевом море в основном способствовало развитие рыболовства, более всего - тралового про­ мысла. Он начался в 1910 г. с закупки предпринимателем К. Ю. Спаде четырех траулеров грузоподъемностью по 80 тонн (первые, оснащенные паровыми машинами мощностью 300-400 л. с. траулеры начали строиться с 1901 г., имели длину от 34 до 44 м, грузоподъемность 80-100 т, скорость до 10 узлов - 18,5 км/час). К. Ю. Спаде, бывший штурман “Ермака” и капитан прогулочной яхты, приписанной порту Ревеля, основал недалеко от Архангельского рынка фирму своего имени “Русские морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый ло в и рыбная торговля”, которая к концу года добывала тридцать тысяч пудов рыбы. Замыслы энергичного промышленника создать траловый флот, состоящий из пятидесяти судов нарушила первая мировая война. Промышлять в Баренцевом море стало опасно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz