Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 6 (Вторая четверть XX века) 373 Несмотря на трудности после­ военного времени, научно-иссле- довательский флот стал попол­ няться судами. В 1946 г. Полярному институту был передан паровой траулер “Саратов”. В 1949 году один из тральщиков был переоборудован в Здание ПИНРО в Мурманске (построено в 1952 г.). исследовательское судно и получил название “Персей-2”. Наследник деревянного “Персея” [Травин, 1957], на борту которого располагалось пять помещений для лабораторных работ, внес большой вклад в изучение северных морей, проработав в ПИНРО шестнадцать лет. (Автору этих строк выпала особая честь получить на нем настоящее морское крещение, и повезло не оказаться за бортом во время авральных работ на палубе обледеневающего “Персея-2” штормовым декабрьским днем 1964 г.). В послевоенные годы начались ежегодные стандартные ихтиоло­ гические съемки, которые были направлены на разработку методов расчета естественных колебаний численности рыб. Исследованиями в интересах промыслового освоения Баренцева моря не ограничивался круг научных вопросов. Гляциологическая экспедиция Арктического института на Землю Франца-Иосифа в 1947 году впервые получила массовые данные по скорости движения ледников, их температурному режиму и структуре. Были разработаны методики гляциологических исследований: после экспедиции 1948-1949 гг. появилась теория П. А. Шумского, согласно которой способ льдообразования, тип его питания зависят от клима­ тических условий [Маркин, 1963], собранные материалы положены в основу нового направления гляциологии - структурного ледоведения. За четыре труднейших после­ военных года приступили к иссле­ довательским работам суда, кото­ рые открыли новый район трало­ вого промысла в Баренцевом море - Норвежский желоб (1948), на базе 7 Экспедиционное судно “Персей-2”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz