Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 5 (Первая четверть XX века) 347 или сокращенно - ПЛАВМОРНИН. Однако до него в 1919 году была организована Печорская, а в 1920 - Северная научно-промысловая экспедиция, от которой ведет свое летоисчисление современный Арктический и Антарктический НИИ. Научно-промысловая экспедиция стала вести наблюдения в губе Порчниха на Восточном Мурмане, судовые измерения на юго-востоке Баренцева моря она выполняла на судне “Зарница”. Создание ПЛАВМОРНИНа со стороны властей было, конечно, связано не столько с научными, сколько и с политическими задачами. Еще до начала первой мировой войны за промыслом иностранцев у берегов Мурмана следил пароход “Бакан”, выполняющий функции русского охранного крейсера. В кампании 1912 г. на нем начинал свои первые арктические плавания лейтенант Н. Н. Зубов, получивший на “Бакане” должность старшего офицера. Третьего января 1917 года на Мурман пришел линейный корабль “Чесма” с экипажем в 752 человека - бывший эскадренный миноносец водоизмещением почти 11 тыс. т, имеющий на борту 6 торпедных аппаратов, построенный в Петербурге, участвовавший в русско-японской войне под именем “Полтава”, - который был зачислен под новым названием во флотилию Северного Ледовитого океана в прошлом, 1916 г. Революционные события и парти­ занские противостояния белых и красных, подобно кровавым событиям российской смуты далекого прошлого, были очень привлекательными для хищных западных акул. Чтобы Российскому Северу невзначай не стать добычей для наших бывших союзников в борьбе с Германией, Главный начальник Мурманского укрепрайона, контр-адмирал Кетлин­ ский Казимир Филиппович принял патриотическое решение признать Советскую власть, хотя, так же как его антипод и коллега А. В. Колчак, никогда не разделял большевистских взглядов. После войны и до начала двадцатых годов Баренцево море оставалось объектом повышен­ ного внимания иностранцев. На издавна посещаемом русскими острове Медвежьем в 1920 году гидрографическое судно “Купава” обнаружило норвежский поселок, ведущий угольные разработки. Линейныйкорабль“Чесма”.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz