Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

342 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет толщи с периодическими приливо- отливными колебаниями уровня моря, сезонными расходами пресного стока и непериодическими колебаниями интенсивности течений в системе Гольфстрима: “ При дальнейших, более детальных гидрологических исследо- “Помор” - парусник Мурманской научно-промыс­ ловой экспедиции. ваниях Кольского залива, было бы в высокой степени желательно , путем тщательных и беспрерывных наблюдений за целый ряд лет, учесть степень влияния этих колебаний в напоре гольфштромных вод, так как только в этом случае некоторые местные гидробиоло­ гические явления получат правильное объяснение” [Дерюгин, 1915]. Четырнадцатого мая 1908 года новое судно водоизмещением 40 тонн с двухцилиндровым двадцатипятисильным двигателем внутреннего сгорания “Dan”, сконструированное профессором С.-Петербургского политехнического института А. П. Ф ан-дер-Флитом [1909] и назван­ ное в честь крупного зоолога, организатора Севастопольской биологи­ ческой станции Императорской академии наук, академика А. О. Кова­ левского, было освящено в городе на Неве. После полуторамесячного перехода парусно-моторная шхуна “Ковалевский” благополучно при­ была в порт Александровск-на-Мурмане. К. М. Дерюгин в работах 1924 г. и последующих лет, используя данные разреза по Кольскому меридиану, пересекающему Мурманское, продолжающее Нордкапское, течение, на фактическом материале измерений температуры воды пришел к убеждению в том, что поло­ жение струй теплых течений в Баренцевом море не определяется релье­ фом дна. Им же была обнаружена сопряженность интенсивности тече­ ний северной и южной ветвей Нордкапского течения. Сложившаяся система наблюдений и организации, которые выпол­ няли наблюдения и оперативный анализ данных, полученных в экспеди­ циях, действовали вначале очень успешно, но вскоре комплексные рабо­ ты пошли на убыль, а затем были прерваны первой мировой войной. В Баренцевом море работы на разрезах прекратились в 1906 году и возобно­ вились только через четыре года после Октябрьской революции - в 1921 году [см. Климатический атлас Баренцева моря, 1998].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz