Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Вместо введения 27 до скромнее. До нас дошли лишь некоторые документы о поселениях поморов, их хозяйствах, о бревенчатых городских укреплениях Архан­ гельска и Колы и замечательных храмовых постройках, сработанных без единого гвоздя. Сохранились также единичные описания природы и быта, составленные служилыми людьми, демографические источники XVII века - переписные книги, которые в Коле вели стрелецкий голова Леонтий Азарьев и подьячий Василий Звягин [Ушаков, 2001]. Наиболее давние известия о русских мореплавателях, предках нов­ городских лодейщиков, пришли к нам из летописей военных действий вовсе не на Баренцевом, а на Каспийском море, где в 913 г. находилось пятьсот русских лодий, на каждой из которых размещалось около сотни воинов. Ровно такое же количество поморских судов занималось промыслом рыбы в середине XIX в. у берегов Мурмана, где ежегодно они вылавливали более шести тысяч тонн рыбы. Для дальних походов наши предки изготавливали легкие бес­ палубные лодки, которые в древности византийцы называли монокси- лами - судами, построенными на основе выдолбленного ствола дерева - вековой липы или дуба. Борта наращивались досками, плетением из камыша и прикрывались щитами. Игорь Рюрикович не раз атаковал на таких лодьях Царьград и добился в 943 году права на морскую торговлю. Его сын Святослав Игоревич, благодаря сильной флотилии, одержал победу над воинственными хазарами в 966 году. А в 988 году сын Святослава - великий князь Владимир - предпринял морской поход на Византию, где принял христианство в городе Корсуне. Несмотря на глубокое приобщение к другой культуре, оно никак не отразилось на принципах русского судостроения. В течение многих лет конструкция лодий и стругов (судов, предназначенных для перевозки грузов) не претерпевала изменений. Здравая консервативность русских мастеров впоследствии стала предметом восхищения европейских знатоков морского судостроения, обративших внимание на особенности мореплавания во льдах. Северные поморы сыграли выдающуюся роль первооткрывателей Новой Земли и Шпицбергена. Промышляющие рыбу и морского зверя охотные люди были владельцами естественнонаучного материала и ничем не уступали ученым потомкам в смелости его интерпретации. Об этом свидетельствуют первые проекты морского пути в Китай и Индию, настоящими, но “неофициальными” авторами которых были неуемные фантазеры из числа, может быть не самых искусных, но самых разговорчивых кормщиков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz