Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 5 (Первая четверть XX века) 319 Марсильи [Marsigli, 1681], согласно которой из-за разности плотности высокосоленых и опресненных вод между Средиземным и Черным морями через пролив Босфор существует водообмен в противо­ положных направлениях: в верхнем слое - из Черного в Средиземное, а в нижнем - наоборот. По отклонению линя, на который была привязана очередная, погруженная на заданную глубину, бочка, самодеятельный экспериментатор доказал справед­ ливость гипотезы Марсильи и удостоился почетной премии Российской академии наук за проведенные в области гидрологии проливов работы. Многие морские офицеры в свободное от служебных обязанностей время проводили бы подобные работы и наверняка заслужили бы высокие оценки научных и государственных деятелей, но военные корабли направлялись в дальние плавания совсем не для того, чтобы проводить океанологические эксперименты, подтверждениями чему являются примеры как южных, так и северных морских походов. Далекие от научных проблем, политики решали иные задачи, связанные с присоединением не закрепленных пока ни за кем земель, которых с каждым годом на планете оставалось все меньше и меньше, и располагались они, главным образом, в труднодостижимых заполярных широтах на ледовых островах и архипелагах. Не открытые, так же как открытые районы северного океана с самого начала плаваний китобоев и охотников на морского зверя при­ влекали внимание крупных держав на предмет эксплуатации природных богатств нейтральных территорий. Со временем у них появились воз­ можности колонизации островов и архипелагов Баренцева моря. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века возникла проблема охраны морских промыслов на Севере в связи с повыше­ нием активности норвежских зверопромышленников на Новой Земле и в Горле Белого моря. В 1881-1882 гг. впервые было применено крейсерство российских транспортных судов “Полярная звезда” и “Бакан”, приравненных к военным кораблям, но эти и последующие силовые приемы (предпринятые крейсерами “Наездник” - 1893, “Вестник” - 1894, “Джигит” и “Самоед” - 1895) не могли эффективно противодействовать иностранному браконьерству на юго-востоке Баренцева моря. Судебное делопроизводство не было рассчитано на единоборство с иностранными нарушителями порядка - задержанные Д. И. Менделеев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz