Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
316 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет Земле Франца-Иосифа, не встретив плавучих льдов. Этот год оказался еще более теплым, чем знаменитый “норденшельдовский” 1878 г., когда Норденшельду удалось пройти на “Веге” путь от мыса Нордкап до устья реки Лены всего за тридцать два дня. Подобные капризы Арктики не раз подводили людей, поверивших в свидетельства удачливых мореходов, избежавших вечные ледовые объятия и не ведающих, что им просто повезло. Как сказал С. О. Макаров: “Все полярные экспе диции, не исключая нашей, в смысле достижения цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям”. Вице-адмирал П. П. Тыртов, управляющий морским министерством, имел другую точку зрения. На докладную записку Макарова о постройке ледокола он ответил отказом. Тогда уязвленный в своих лучших побуждениях адмирал вынужден был обратиться к печати. Страстными выступлениями он пробудил внимание высокопоставленных лиц к проблеме использования ледокольных судов в научной и практической деятельности. Экономическими перспективами зимней навигации он заинтересовал министра финансов Сергея Юльевича Витте, а неда лекими и радужными научными перспективами д. И. Менделеева, пожалуй самого неистового патриота из научной среды России. Великий химик был захвачен ледовой эпопеей. Он писал, что по его мнению: “...можно с уверенностью достигнуть Северного полюса и проникнуть дней в десять от Мурманских берегов в Берингов пролив. Я до того убежден в успехе попытки, что готов был бы приняться за дело, хотя мне уже стукнуло 70 лет, и желал бы еще дожить до выполнения этой задачи, представляющей интерес, захватывающий сразу и науку, и технику, и промышленность, и торговлю”. Реакция Норденшёльда на проект Макарова тоже была всецело положительной, а задушевные разговоры с Отто Свердрупом и капита нами тюленебойных судов Скандинавии сверх меры убедили адмирала в успехе задуманного мероприятия. Благодаря Витте в 1897 году Макаров заключил договор с фирмой Армстронг-Уитуорт о постройке ледокола. Адмиралу было разрешено осуществлять контроль над постройкой судна. Может быть поэтому “Ермак” даже после пятидесяти лет службы оставался одним из самых мощных и надежных ледоколов в мире. Наверное поэтому, богато С. Ю. Витте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz