Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

314 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет если доктор Нансен со своим “Фрамом” не возвратится домой по истечении трех лет, то это даст мне подходящий предлог, чтобы выступить с предложением пойти на выручку отважному полярному путешественнику...” [там же, с. 10]. Единственным другом, с которым Степан Осипович поделился новой идеей, был Фердинанд Фердинандович Врангель. Знаменитый ученый высоко оценил смелый план и за всю жизнь ни разу не подвел адмирала, отстаивая в Географическом обществе, дворцовых и жур­ налистских кругах заявку Макарова на ледокольный прорыв к полюсу. Предстоящие мытарства в чиновничьих лабиринтах и стычки с кол­ легами, так же не смущали ученого моряка, как когда-то не останав­ ливала борьба за арктический проход в Индию и Китай потомка другого простолюдина - архангельского помора - ученого химика М. В. Ломо­ носова. На первых порах, история была более благосклонной к “бес­ покойному адмиралу”, и решила спор в пользу автора железного паро­ хода особой конструкции. Предъявленный в феврале 1899 г. к сдаче ледокол имел следующие характеристики: длина 305 футов, ширина 71 фут, высота от нижнего дна до верхней палубы 42 фута 6 дюймов, водоизмещение 6500 т, максимальная скорость - около 16 узлов. Чтобы корабль обламывал лед наружными обводами, форш­ тевню придан наклон 70°, считая от вертикальной линии, ахтерштевню - 65°, бокам ледокола - 20°. Судно имело четыре двигателя мощно­ стью по 2,5 тыс. л. с. и шесть главных паровых котлов с шестью топками каждый. Для придания прочности кор­ пусу парохода средняя палуба сде­ лана сплошной, под ней рас­ полагалась нижняя палуба, стрин­ гер разделял отделения боковых коридоров от междудонных про­ странств. В каждой части судна Продольный разрез и план верхней палубы ледокола “Ермак”. Внизу: вид кормовых винтов и руля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz