Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
312 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет Другой, более непосредственный и основатель ный способ исследования льдов зародился в Барен цевом море на рубеже веков с появлением нового вида судовой техники - ледоколов. Появление судов с бронированным корпусом и мощными двигателями возродили надежду на лобовую атаку арктических льдов. По инициативе вице-адмирала С. О. Макарова в феврале 1899 года был построен первый в мире мощный ледокол “Ермак”, названный с легкой руки Д. И. Менделеева, который и сам лично сыграл не- c. О. Макаров „ малую роль в организации ледовой эпопеи, именем прославленного завоевателя Сибири и героя народного фольклора, казачьего атамана Ермолая Тимофеева. Вторгаясь в Арктику под знаменитым лозунгом адмирала “к Се верному полюсу - напролом!”, бронированный корабль уже в августе 1899 года достиг рекордной для того времени 81°21' северной широты в районе Шпицбергена. Но проломить тяжелые льды в северном направ лении на сей раз тоже не удалось. Вслед за этим походом была попытка проторить дорогу к полюсу не через северо-запад, а через северо-восток Баренцева моря. Но сначала “Ермак” должен был помочь экспедиции Академии наук по градусному измерению в Стур-фиорде на Шпицбергене, что он, конечно, незамед лительно выполнил. Степан Осипович Макаров возлагал большие надежды на плавание через северо-восточный обширный пролив Баренцева моря между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, зная, что в случае неудачного его завершения власти не разрешат ему более испытывать их терпение и свою судьбу в ледокольных походах. Тем не менее в письме Николаю II он пишет о перспективе постройки на английской верфи в Нью-Кастле нового ледокольного богатыря по разработанному им проекту антарктического варианта корабля [Макаров, 1960]. Морской путь С. О. Макарова (1848-1904) начался на берегах Амура, где он в десятилетнем возрасте был принят в морское училище, и закончился на борту броненосца “Петропавловск”, погибшего от взрыва японской мины. Авторитет адмирала к этому времени был настолько высок, что даже враги японцы считали его “одним из лучших адмиралов всего света”. А газета “Таймс” сообщала в передовой статье: “С кончиной Макарова Россия теряет вождя, которого трудно будет заменить...”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz