Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава 5 (Первая четверть XX века) 311 мощностью семьдесят лошадиных сил и скоростью не более ста километров в час. На своей “авиаетке”, весящей всего 450 килограммов, без радиосвязи и приборов слепого полета, отсутствие которых грозит смертельной опасностью при низкой облачности и туманах, самых коварных для авиации проявлениях арктического характера Баренцева моря, летчик пять раз поднимался в воздух. Самый продолжительный полет Нагурского составлял четыре часа двадцать минут. Найти пропавшие экипажи не удалось, пароход, взявший на борт летающую машину, был зафрахтован только до Новой Земли и к Земле Франца-Иосифа идти отказался. В последней попытке гидроплан Нагурского получил пробоину в поплавке, приблизительно в двухстах километрах от группы Альбанова, о точном местонахождении которой, конечно, тогда никто не подозревал. По времени полет Нагурского совпал со смертельным тараном Нестерова в воздушном бою первой мировой, которую называли также второй Отечественной войной. Мечтавший о полюсе первый аркти ческий летчик был отозван на фронт. В рапорте морскому ведомству он, познавший с невероятной для того времени высоты, что такое настоящая Арктика, писал: “Прошлые экспедиции, стремящиеся прой ти Северный полюс, все неудачны, ибо плохо учитывались силы и энергия человека с тысячеверстным расстоянием, которое нужно преодолеть, - полное преград и самых тяжелых условий. Авиация, как колоссально быстрый способ передвижения, есть единственный способ для разрешения этой задачи”. Я. И. Нагурский остался в истории не только первым в мире поляр ным летчиком, но и первым исполнителем мертвой петли Нестерова на гидросамолете, которую он выполнил перед изумленными однополча нами 17 сентября 1916 г. Судьба Нагурского хранила: в следующем году он был сбит в балтийском небе, что было зафиксировано в Большой Советской Энциклопедии как факт его гибели, но, оказывается, будучи спасенным русской подводной лодкой, перебрался на родину в Варшаву, откуда уже не вернулся в Россию из-за гражданской войны. Б. Г. Чухновский, восхищавшийся полетами своего выдающегося предшественника, летал на самолете марки “Ю-20”, снабженном поплавками. Он совершил девять полетов с целью разведки льдов и аэрофотосъемок в районе Новой Земли. Б. Г. Чухновский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz