Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава 5 (Первая четверть XX века) 301 Представив себя на борту подводной лодки, удельный вес которой отрегулирован так, чтобы она лежала на нужной нам изопикне (линии, равной плотности воды), мы можем отправиться вдоль потоков атлантических вод по направлению к центру Арктики, точно зная, что уменьшение температуры ведет к цели. Запустив двигатели, и ориенти руясь с помощью забортного датчика температуры по ее градиенту, мы можем не только найти правильный путь, но и точно рассчитывать соле ность на каждом его отрезке. Конечно, эта теоретическая подводная лодка, созданная для автоматического определения солености, далека от насущных задач военно-морского флота, но она может продемон стрировать процесс изопикнической адвекции, о котором говорилось ранее в различных темах о циркуляции. Вернемся к исходной позиции и, заполнив балластные цистерны, начнем погружение, двигаясь поперек изопикнических поверхностей, нарисованных на диаграмме. Плотность воды по мере нашего погружения будет обязательно увеличиваться. Температура и соленость могут вести себя по-разному. Очевидно, если температура уменьша ется, то соленость может оставаться постоянной, тогда погружение будет довольно легким, или возрастать - погружение будет требовать дополнительного стравливания воздуха из цистерн. Можно предполо жить ряд других комбинаций изменения термогалинных свойств окружающих вод, но практика построений вертикальных Т, S-профилей показывает, что только два варианта изменения главных характеристик водных масс присутствуют в материалах по всему Мировому океану. Если представить комбинацию из двух рассмотренных процессов - изопикнического, связанного с движением частиц вдоль поверхностей равной плотности и диапикнического - поперек них, то, образно говоря, мы рассмотрели два стиля поведения частиц океанских вод, представленных в виде микроскопических подводных лодок, для горизонтального перемещения которых требуется работа архимедовых винтов, а для вертикального перемещения - только открытие воздуш ного клапана. Роль винтовых движителей выполняет адвекция, а роль выпускного клапана - конвекция. О том как разделить и оценить адвек- тивно-конвективные движения по данным наблюдений температуры и солености, и рассчитанной по термогалинным характеристикам плот ности воды, будет сказано в последней главе. А пока, обратим внимание еще на одну аналогию двойственности теплового взаимодействия океана и атмосферы, да и всех других физических объектов, обсуждаемую в термо- и гидродинамике. Обмен теплом может сопровождаться работой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz