Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 4 (Вторая половина XIX века) 269 В одном из томов Трудов экспедиции “Челленджера” А. Бьюкен (1895) опубликовал первые карты горизонтального распределения температуры океана на нескольких горизонтах от поверхности до дна. Вертикальное распределение температуры проанализировано Т. Тизар- дом (1884) и Дж . Бюкененом (1885). Ими впервые были подмечены главные детали термической структуры водной толщи: стационарное уменьшение температуры воды по мере увеличения глубины, названное “постоянным термоклином”, отсутствие межсезонных изменений температуры глубже 100 саженей (183 м), то есть под слоем сезонного термоклина, и встречающиеся порой необычные инверсии температуры. Прославленный в научных и государственных кругах рейс англий­ ского корвета, подобно любому крупному мероприятию сильной держа­ вы, стимулировал более активное отношение к научным изысканиям у стран соперниц. В 1886-1889 гг. Россия провела подобную экспедицию на “Витязе”, а в конце века эстафету комплексных наблюдений пионеров океанографии приняли баренцевоморские исследовательские суда. H 4 J 2 . TZefi&eUeu, /иіугЯага а рубеже XIX и XX веков, а точнее, двадцать шестого мая 1899 года впервые вышел в море специально построенный для научных исследований и тралового лова двухмачтовый пароход “Андрей Перво­ званный”, с первого захода обнаруживший огромные рыбные богатства в юго-восточной части Баренцева моря. Во многих отношениях российское научное судно было оснащено лучше многих не только современных ему, но и последующих кораблей науки. Изготовленное на германской верфи “Bremer Vulcan” из кора­ бельной стали Сименс-Мартена, оно имело длину сто пятьдесят один фут (46,1 м), наибольшую ширину двадцать шесть футов (7,9 м), осадку десять футов (3,1 м) и водоизмещение 336 регистровых тонн. Винт приводился в движение паровой машиной вертикального рас­ ширения мощностью в четыреста двадцать лошадиных сил, позволяю­ щих развивать скорость более десяти узлов (18,5 км/час). Появившийся через год норвежский корабль науки “Михаэль Саре” (заход “Первозванного” во время его перехода из Вегезака на Мурмане в порт Христиании двадцать второго апреля 1899 г. совпал с заседанием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz