Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава 3 (Первая половина XIX века) 215 змеевике перегонного куба, для охлаждения которого требовалось большое количество холодной воды). Физическую сущность понятия теплоемкости первыми поняли Лавуазье и Лаплас, которые в своих мемуарах писали: “У физиков нет согласия в отношении теплоты. Многие из них рассматривают ее как флюид, рассеянный в природе... Другие же считают ее лишь результатом невидимых движений молекул. Это невидимое движение и есть теплота. На основе закона сохранения живой силы можно, следовательно дать определение: теплота это есть живая сила, т. е. сумма произведений масс всех молекул на квадрат скорости” [Дубнищева, 1997, с. 175]. Таким образом, уже в XVIII веке, в результате гармоничного слия ния теории Блэка (главным агентом передачи “субстанции теплоты” все еще оставался теплород, с которым постепенно вынуждены были расставаться даже самые яростные его апологеты) и практики Уатта человечество получило паровые машины, вначале не очень охотно принимаемые людьми (как известно, Фултона, предложившего Наполеону постройку военных пароходов, раздраженный император выставил за дверь, каковой поступок впоследствии сам расценил как причину потери своей короны), использующими в своих производствах гидротехнические сооружения и механизмы конной тяги, а в качестве движителей мельниц и парусников - ветер, но потом совершившие настоящую революцию в промышленности и мореплавании. Разумеется, это были первые образцы двигателей низкого давления. Близкие к современным, быстроходные паровые машины высокого дав ления стали изготавливать только во второй половине века - в 1870 г. Но и гораздо позже, особенно в Баренцевом море, пароходы наряду с двигателями, приводящими в движение архимедов винт, были воору жены парусами на случай отсутствия угля или технических неисправ ностей в машине так же, как парусные суда предков обязательно имели на борту надежное весельное снаряжение на случай отсутствия ветра. Вода и тепло - вот главные физические составляющие, которые стали основными научными объектами в дальнейших исследованиях окружающей нас среды и созидательной технической деятельности человека. Обмен энергией и влагой между океаном и атмосферой обрел свои косвенные показатели, измеряемые в морских водах: температуру и соленость. Но о связи между этими двумя параметрами водных масс ученые задумаются только через сто лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz