Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 3 (Первая половина XIX века) 213 коралловых рифов. Подобно историческому процессу эволюции животного мира, рифообразование, по Дарвину, происходит медленно в результате погружения морского дна. Проведенное впоследствии бурение блестяще подтвердило правоту великого эволюциониста. Возвращаясь еще раз к зародившейся в первой половине XIX века термодинамике, которая имела непосредственное отношение не только к системе океан-атмосфера, но и переходу парусного флота на паровой, следует отметить, что первый пароход Роберта Фултона (1765-1815) совершил переход по р. Гудзон от Нью-Йорка до Олбани уже в начале столетия - в 1807 году, и положил начало паровому судоходству (первый российский пароход “Елизавета” был построен в 1815 г.). Даже железные дороги - сухопутная сфера применения транспортных паровых машин - появились позже: в 1825 г. в Англии, в 1832 г. - во Франции и в 1837 г. в - России (между Петербургом и Царским селом). Хотя еще в 1763 г. шихтмейстер Колывано-Воскресенских заводов Иван Ползунов изготовил паровой двигатель непрерывного действия, разработка которого была остановлена в связи со смертью изобре­ тателя от скоротечной чахотки в 1766 г. А конструкторам отечествен­ ных сухопутных “пароходов” (то есть паровозов, первый образец которых был изготовлен в России в 1834 г.) отцу и сыну Черепановым российские власти предпочли английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781-1848), создавшего паровоз под названием “Ракета”. Запад как всегда оказался более восприимчивым к техническим достижениям - в 1769 г. лаборант университета в Глазго Джеймс Уатт (1736-1819) получил патент на водоподъемную машину, которую усовершенствовал в 1782 г. В 1784 г. бывший технический работник, а теперь владелец мастерской по изготовлению и починке точных приборов и музыкальных инструментов запатентовал первый универсальный паровой двигатель двойного действия, в котором поршень совершал рабочий и обратный ход. С самого начала перед моло­ дым механиком Уаттом возникла проблема утери пара вследствие его сгущения в холодном цилин- Первый пароход, пересекающий Атлантику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz