Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

210 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря ча 1000 лет кого бассейна на восемь-десять градусов выше, чем в Восточной Сибири, расположенной на 2000 км южнее. Атмосферные циклоны, следующие из Атлантики, активнее зимой, они обладают наивысшими скоростями перемещения, характеризуются наибольшей “глубиной” и максимальным запасом кинетической энергии. Самая высокая повторя­ емость циклонов (в среднем 5-7 циклонов в месяц) отмечается над Норвежским, Баренцевым и Карским морями. Для морей Северного Ледовитого океана характерен внутригодовой ход температуры воздуха без явно выраженных январских, февральских или мартовских мини­ мумов. Это объясняется усилением теплообмена именно в наиболее суровые периоды года, когда противостояние тепла Атлантики и холода Арктики находится в апогее. Характерной особенностью термического режима атмосферы над Северным Ледовитым океаном, за исключе­ нием морей Северо-Европейского бассейна, является наличие инверсии температуры, когда последняя повышается, а не понижается с увеличе­ нием высоты. Если продолжать тему тепловых машин, то схему, изображенную на рисунке, можно развить в двух направлениях: по линии детализации, тогда тепловых машин будет гораздо больше и они будут представлять собой синоптические вихри, а если продолжать далее - то и простую турбулентность, и по линии укрупнения - тогда тепловая машина будет одна, и условное ее изображение на карте может представлять собой вертикальные круговороты в северном и южном полушариях, отражающие поверхностные потоки тепла и массы от экватора к полюсам и компенсирующие их глубинные потоки в обратном направлении. Из всего сказанного выше очевидно, что главным источником тепла и влаги в системе геосфер является океан, источником количества движения - атмосфера, источником льда - криосфера. Вместе они представляют собой единое целое, которое помещается в более узкие рамки понятия тепловой машины, открытой в XIX веке. Как всякая тепловая машина, тепловая машина океан-атмосфера состоит из трех частей: 1) нагревателя океана (как правило взаимодействие его с атмос­ ферой ограничивают так называемым “деятельным” слоем), 2) холо­ дильника - атмосферы (аналогично ограничиваемой “нижней” тропосферой), и 3) рабочего вещества - водяного пара, совершающего работу по вертикальному подъему воздуха и превращающегося в облачные системы в верхней части тропосферы, то есть приводящего в движение механизм циклонической циркуляции воздуха, так как только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz