Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 3 (Первая половина XIX века) 183 зенштерн. В 1843 и 1850 гг. он выполнил здесь несколько гидрологи­ ческих и магнитных съемок. В 3 . 6 . ^ (c c tte fu c y u u T t. ' К . / і . vftoucee&z и / t . ^ Г . экспедиции Гидрографического департамента русского морского министерства, под руководством П. К. Пахтусова, С. А. Мои­ сеева и А. К. Цивольки, в период с 1832 по 1839 год был картирован западный берег Новой Земли и сделаны самые точные для того времени морские описи берегов. Трагично сложилась судьба подпоручика корпуса флотских штур­ манов Петра Кузьмича Пахтусова и кондуктора корпуса флотских штурманов Августа Карловича Цивольки, но еще трагичнее она оказалась для военных моряков, спасти которых командиры оказались не в силах. Остатки экипажей шхуны “Кротов” и карбаса “Козаков” возвратились на материк с прапорщиком флотских штурманов Моисе­ евым в 1839 году. Идея исследования Новой Земли родилась у Пахтусова более десяти лет назад, в 1829 году, когда он подал проект экспедиции, к выполнению которого смог приступить только в 1832 г. Плавание состоялось благодаря финансовой поддержке лесничего П. Клокова и архангель­ ского купца В. Брандта, владельца “Беломорской компании”. Экипаж под начальством лейтенанта Кротова, получивший задание на шхуне “Енисей” (длиной 10,7 м) проследовать через пролив Маточкин Шар к Енисею, в устье пролива потерпел крушение и погиб. Другой экипаж беспалубного карбаса “Новая Земля” (12,2 м), под командованием Пахтусова, зазимовал на берегу губы Каменка, где наряду с выполнением береговой описи вел регулярные метеонаблюдения с помощью термометра и барометра. С шестого июля по двадцать четвертое августа Пахтусов выполнил описание восточного берега Новой Земли от губы Каменка до Маточкина Шара. К этому времени из шести человек экипажа здоровых осталось только двое, поэтому начальник экспедиции повернул судно назад. Из-за низких мореходных качеств карбаса, он едва не потерпел крушение во время шторма у Болванского Носа, и вместо Архангельска экипаж вернулся в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz