Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава 3 (Первая половина XIX века) 175 построены первые железные дороги - Царскосельская, Варшавско- Венская и Николаевская. В 1854 г. Николай I объявил войну Англии и Франции, после чего английские эскадры провели демонстрацию сил в Балтийском, Баренцевом и Белом морях, но от военных операций воздержались. В 30-е годы, вскоре после вступления на престол Николая I, интерес морского министерства к Северу стал угасать. В то же время другие ведомства (министерства финансов, государственных имуществ, Русское Географическое общество) проявили повышенное внимание к исследованиям Северного Ледовитого океана. Особенно - Академия наук, которая взяла на себя инициативу изучения не только естествен ных явлений природы, но и преобразованных в искусственную, экспери ментальную форму физических морских, атмосферных и криосферных процессов, моделируемых в академических лабораториях. В 1836 г. был принят новый устав Академии наук, академические издания были осво бождены от цензуры. Во второй половине XVIII века Адмиралтейская коллегия напра вляла флотских офицеров для составления карт и описаний морей, омывающих Кольский полуостров. В первой половине XIX века для выполнения картографических и гидрографических работ был выделен специально построенный на архангельских верфях известным нам кора бельным мастером А. Курочкиным бриг “Новая Земля”, который был спущен на воду десятого июня 1820 года. Руководителем Новоземельской экспедиции 1821 года по рекомен дации знаменитого мореплавателя Василия Михайловича Головнина (1776-1831), состоящего на службе в морском министерстве, был назначен лейтенант Ф . П. Литке. В задачи экспедиции входило: узнать величину Новой Земли, нанести на карту положения основных мысов и определить длину пролива Маточкин Шар. До экспедиции Литке другой бриг тоже под назва нием “Новая Земля” (конфискованный английский корабль “Кэтти”) в 1819 г. выполнил рейс под коман дованием Андрея Петровича Лазарева, старшего брата известного боевого русского адмирала, буду щего героя синопского сражения, в это же время выполнявшего свое второе и самое важное кругосвет ное плавание (1819-1821 гг.). Вообще, это был беспрецедентный период истории в. м. Головнин русского флота по насыщенности морскими исследо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz