Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 3 (Первая половина XIX века) 175 построены первые железные дороги - Царскосельская, Варшавско- Венская и Николаевская. В 1854 г. Николай I объявил войну Англии и Франции, после чего английские эскадры провели демонстрацию сил в Балтийском, Баренцевом и Белом морях, но от военных операций воздержались. В 30-е годы, вскоре после вступления на престол Николая I, интерес морского министерства к Северу стал угасать. В то же время другие ведомства (министерства финансов, государственных имуществ, Русское Географическое общество) проявили повышенное внимание к исследованиям Северного Ледовитого океана. Особенно - Академия наук, которая взяла на себя инициативу изучения не только естествен­ ных явлений природы, но и преобразованных в искусственную, экспери­ ментальную форму физических морских, атмосферных и криосферных процессов, моделируемых в академических лабораториях. В 1836 г. был принят новый устав Академии наук, академические издания были осво­ бождены от цензуры. Во второй половине XVIII века Адмиралтейская коллегия напра­ вляла флотских офицеров для составления карт и описаний морей, омывающих Кольский полуостров. В первой половине XIX века для выполнения картографических и гидрографических работ был выделен специально построенный на архангельских верфях известным нам кора­ бельным мастером А. Курочкиным бриг “Новая Земля”, который был спущен на воду десятого июня 1820 года. Руководителем Новоземельской экспедиции 1821 года по рекомен­ дации знаменитого мореплавателя Василия Михайловича Головнина (1776-1831), состоящего на службе в морском министерстве, был назначен лейтенант Ф . П. Литке. В задачи экспедиции входило: узнать величину Новой Земли, нанести на карту положения основных мысов и определить длину пролива Маточкин Шар. До экспедиции Литке другой бриг тоже под назва­ нием “Новая Земля” (конфискованный английский корабль “Кэтти”) в 1819 г. выполнил рейс под коман­ дованием Андрея Петровича Лазарева, старшего брата известного боевого русского адмирала, буду­ щего героя синопского сражения, в это же время выполнявшего свое второе и самое важное кругосвет­ ное плавание (1819-1821 гг.). Вообще, это был беспрецедентный период истории в. м. Головнин русского флота по насыщенности морскими исследо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz