Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 2 (XVIII в.) 145 представляли себе очертаний далеких земель и морей, которых самим не посчастливилось посетить, но и не имели понятия о том, что располагается за ними. Карты, которые создавались лучшими умами и были предметом гордости могущественных правителей, могут вызвать лишь снисходительную улыбку даже у неискушенного владельца современного географического атласа. Зато художественная ценность картографических изделий того времени достигает уровня произве­ дений искусства. Первая карта Кольского полуострова появилась при Иване Грозном, но она, как и все последующие “чертежи”, созданные рус­ скими до XVIII века, дошла до нас в виде описаний и копий, изданных на западе. Во второй половине XVIII века картографические работы были возглавлены Адмиралтейством, Военной коллегией, Академией наук, наместническими и губернскими правлениями. Довольно совершенные для того времени карты Кольского полуострова изданы в Петербурге в 1773 и 1792 годах. Картографическая техника в России до XVII века развивалась под влиянием Западной Европы. В XVII веке выработались свои картогра­ фические приемы, и русская картография следующего века достигла наивысшей для того времени степени развития. По заданию Адмиралтейств-коллегии в 1741 г. выполнена первая русская опись Мурманского берега. Согласно распоряжению Коллегии лейтенант русского флота В. Винков составил опись острова Кильдина и Кольского залива для нужд военного флота. В 1745 году Российская академия наук издала по общему признанию географов лучший в мире картографический труд - “Атлас Российский”. В 2.5. ^елласа,#. 3tccaefucyu.$i го время царствования Анны Иоанновны начинает осуще­ ствляться программа исследования берегов Ледовитого океана, получившая название “Великой Северной экспедиции”. В ней приняли участие тринадцать судов, построенных на северных верфях с помощью традиционной поморской технологии. После активизации судостроения на Соломбальской верфи произошло перепрофилирование ее из коммерческого предприятия в одно из крупнейших учреждений военно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz