Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

144 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет По данным А. Жилинского [1917] в конце XVIII века на Шпиц­ бергене промышляло около 2200 поморов на 270 зверобойных судах. То есть, самое малое, каждый восьмой промышленник был кормщиком, можно сказать, истинным капитаном дальнего плавания, который обладал определенными навигационными знаниями и достаточным опытом управления командой. Прибрежный промысел рыбы (в дальних районах открытого моря, естественно, рыбу не ловили) не требовал такой высокой судоводи­ тельской квалификации как охота на морского зверя в ледовитых водах открытого моря и, судя по тому, что в это же время у берегов Фин- маркена промышляли всего 1300 русских ловцов на 244 судах, большая часть поморов, сделав выбор в пользу дальних районов, решительно не испытывала боязни арктических походов. В следующем XIX веке русские промыслы стали вырождаться [Маслов, 1944]. Сведения русских кормщиков сыграли определяющую роль в представлениях картографов, которые считали, что Новая Земля, так же как и Шпицберген, является выступом Гренландии. Исключительно благодаря поморам географы XVIII века окончательно убедились в том, что Новая Земля - это отдельный архипелаг, состоящий в основ­ ном из двух крупных островов, разделенных узким извилистым проли­ вом Маточкин Шар. Название пролива “Маточкин Шар” впервые встречается на карте Конрада Лева в 1598 г., оно нанесено на карту Исаака Массы 1612 года и фигурирует в приложении к труду Николаса Витзена “Noord tn Oost Tartarye”, изданному в Амстердаме [Witsen, 1705]. Словом “шар” - от норвежского слова “skaer”, впоследствии означающего “шхеры” (небольшие скалистые острова со следами ледниковой шлифовки), поморы в данном случае называли проливы. Русским мореходам пролив Маточкин Шар был известен давно, и использовался он для прохода в Карское море, когда южные проливы - Карские Ворота и Югорский Шар были забиты льдом. Например, в 1584 г. агент англий­ ской “Московской компании” в Вологде Христофор Холмс сообщал о пути в Обскую губу через пролив между Северным и Южным островами Новой Земли, а не через Медынский заворот. Не составляет большого труда хотя бы приблизительно представить себе походные трудности и лишения участников морских экспедиций того времени. Но совершенно невозможно вообразить себя на месте человека, не владеющего элементарными знаниями, которые дали нам школьные уроки географии. Наши далекие предки не только не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz