Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 2 (XVIII в.) 139 период с двадцатых по тридцатые годы приходятся наиболее выдаю­ щиеся морские походы России в Тихий океан, обозначенные историей именами Беринга, Чирикова, Шестакова, Соймонова, Нагибина, Мельникова, Федорова, Гвоздева. Но северная речная артерия петровской России, связывающая ее с Русским-Студеным морем, все равно оставалась ближе ее сердцу, потому что главным вопросом укрепления морской державы было развитие судостроения, а Север имел в этом отношении два преимуще­ ства: корабельный лес и труднодоступные для неприятельского глаза гавани. Первым государственным предприятием для постройки торго­ вых судов стала Соломбальская верфь, основанная Петром в 1693 г. Другая судостроительная верфь в Лодейном Поле открылась за год до основания Петербурга - в 1702 г. Единственным морским пор­ том России, через который пред­ полагалось вести торговлю с зарубежными странами, был Архангельск. Торговые корабли, Архангельск XVIII века (со старинной гравюры). стоящие на его рейде, имели на борту мощное артиллерийское воору­ жение для отпора пиратствующим западноевропейским судам. Военные корабли - шесть единиц брандеров - впервые заложены в 1701 г. Эти и последующие военные и торговые суда предназначались для пополнения рожденного на берегу Финского залива Балтийского флота. Все силы петровских реформ оказались направленными на про­ цветание новой столицы Российской империи и крупного европейского морского порта, единственного города на Неве - Санкт-Петербурга. Для нашего Севера это стало главной помехой развития своего флота и задержкой портового строительства на Мурмане. Наверное, в то дале­ кое время, на таком большом расстоянии от центра и не следовало бы ожидать подобного балтийскому развития флота на Баренцевом море. Но кто знает, окажись король Швеции Карл XII более удачливым, чем шаутбенахт Петр Михайлов (такой псевдоним избрал на время военных действий изобретательный русский император) на поле брани под Полта­ вой, пришлось бы царю-плотнику прорубать второе после Архангельска “окно в Европу” через Кольский, а не Финский залив.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz