Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

136 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет чайших физиков-экспериментаторов - Роберт Гук), и изготовивший прибор, отличающийся высокой точностью, не подверженный ни влиянию морской качки, ни воздействиям температурных изменений (Джемс Кук взял три таких хронометра в свое знаменитое плавание вокруг Антарктиды). В XVIII веке был изобретен навигационный прием определения долгот: метод лунных расстояний (впервые способ определения долготы по разности отсчета времени между местным полуднем и 12:00 на так называемом начальном меридиане предложил в 1530 году фламандец Джемма Фризиус (Gemma Frisius, 1508-1555). Кроме того, в 1782 г. для тех, кто очень желал измерить температуру “in situ”, то есть непосред­ ственно в заданной глубине водной толщи, изобретен максимально-мини­ мальный термометр Дж. Сикса. Правда, по-настоящему этот прибор был оценен только в начале следующего века И. Ф. Крузенштерном, кото­ рый применил его во время плавания на “Надежде” (1804-1806) для определения температур до глубины 125 фатомов (225 м). Восемнадцатое столетие было временем величайших теоретических научных разработок в области математики и физики. Ведущим мате­ матиком этого периода был действительный член Петербургской акаде­ мии наук швейцарец Леонард Эйлер, прикладные работы которого по картографии и морскому делу были выполнены по заказу русских правительственных учреждений. В научных и технических достижениях морских наук в XVIII веке главная роль принадлежала Великобритании, не без основания считаю­ щей себя самой великой морской державой в мире. Англия, колыбель промышленной революции, была законодательницей мод в приборо­ строении и морской навигации. И конечно, обладая высочайшими пока­ зателями в освоении океана, превзойдя даже испанских конкистадоров в масштабах и изощренности морского пиратства, она не могла равнодуш­ но относиться к посягательствам соседей-голландцев на приоритет северного мореплавания. Английский ученый Д. Баррингтон, сторонник завоевания Север­ ного морского пути, пользуясь сведениями британских моряков о дости­ жении высоких широт 84° и даже 88° с. ш., ходатайствовал перед Коро­ левским обществом наук и Адмиралтейством о снаряжении экспедиции на север. Первый лорд Адмиралтейства граф Сандвич склонил коро­ левскую власть на финансирование арктического похода. По велению

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz