Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

Глава 2 (XVIII в.) 129 замыслы, они стали известны за границей менее чем через полгода, благодаря французским журналистам. в Екатерининскую гавань Кольского залива, где простояли всю зиму. “В 1765-м году, - свидетельствует главный и самый достойный соперник Ломоносова на ниве историографии, Г. Ф . Миллер, - отправлена была летом для учинения перьваго испытания главная экспедиция, состояв­ шая в трех новопостроенных в городе Архангельском кораблях. Один корабль был длиною в девяносто футов, а прочие два каждой в семь­ десят два фута. Для построения оных из лиственницы с надлежащим старанием, и сообразуясь тому месту, куда оные назначены, прислан был из Петербурга в город Архангельской в майе месяце 1764-го года аглинский корабельный мастер Ламбе Ямес. Помянутые корабли в сентябре месяце отведены были в Колу и должны были зимовать в Катерин-гавани, которую великая императрица Екатерина II в заливе реки Колы указала зделать. В честь трех капитанов, предводительству коих сии корабли препоручены были, названы оные их именами. Все трое в разсуждении их способности и верности службы были люди отборные. Они пошли добровольно, будучи поощряемы честолюбием и усердием к отечеству. Перьвой был капитан перьваго ранга Василей Чичагов, второй - капитан втораго ранга Никифор Панов, а третий - капитан-порутчик Василей Бабаев. И так по их прозваньям названы и корабли: “Чичагов”, “Панов” и “Бабаев”. Каждому в помощь дано было по одному корабельному порутчику (оные назывались Петр Болново- локов, Федор Озеров и Петр Поярков). Для большаго еще поощрения капитанов, чтобы они не оставляли ничего возможнаго при сем путеше­ ствии и не страшились бы никакой опасности, но тем мужественнее преодолевали бы все трудности, соизволила всемилостивейшая госуда­ рыня пожаловать каждому по одному чину. Итак, Чичагов произведен капитаном бригадирскаго, Панов - капитаном перьваго и Бабаев - капи­ таном втораго рангов. Но сие объявить им не прежде, как они действи­ тельно в путь отправятся. Второе повышение чинов долженствовало последовать в то время, когда они по окончании путешествия через К концу лета 1764 г. экспедиционные суда были отправлены 2 . 2 . 'T 'tefe& cifr fe y c c tc a fr

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz