Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
116 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет жения цели зависела от многих гидрометеорологических факторов, но главным образом - от извилистости границы отступающих в весенне летний период морских льдов, в пределах видимости которых прокла дывал путь кормщик, надежности судна и удачливости экипажа. Команды груманланов обычно насчитывали 20-25 человек, для которых опытный кормщик был наместником Бога на море. На обратном пути лодьи шли, обогнув с полуденной (южной) сторо ны Большой и Малый Беруны (о-ва Западный Шпицберген и Эдж), и двигаясь параллельно границе плавучих льдов к северной оконечности Новой Земли. Затем путь пролегал вдоль западного ее берега к о. Вай- гач, откуда путешественники направляли свои суда к п-ову Канин, и, наконец, достигали мыса Святой Нос - именно того опасного своими “сувоями” места, которое описывал Григорий Истома, и где путе шественникам приходилось бросать гневливым повелителям морской стихии, обосновавшимся в глубоких подводных гротах, жертвенные продукты питания. От Святого Носа вдоль Мурманского берега кольс- кие моряки благополучно добирались домой. Обратная дорога была длиннее и продолжалась, по-видимому, не один месяц. И это естественно, так как дорога “туда” проходила вдоль отступающей в весенне-летний период границы плавучего льда, с юго- востока на северо-запад, когда юго-восточная часть моря была еще закрыта льдом и спрямляла маршрут поморов, а на обратном пути - этот район приходилось обходить, потому что пока они добирались от Шпицбергена до о. Медвежьего, кромка льда на юго-востоке успевала значительно отойти к северу и, следуя вдоль нее, моряки шли окольным путем. Позже был освоен более короткий маршрут по линии о. Медвежий - мыс Нордкап, но этот путь был опаснее, так как суда могли быть подвергнуты нападению норвежцев-мурманов, а главное - в западной, незамерзающей части Баренцева моря поморский кормщик лишался самого надежного ориентира, которым служила ему кромка плавучих льдов. Подобно извилистой оленьей тропе, прикромочная полоса воды была самым рациональным путем в отличие от прямолинейного курса непроторенных дорог. К тому же лед решал проблему пресной воды, которая была самым слабым местом вообще всех мореплаваний. К чести русских поморов следует сказать, что даже вездесущие морские волки Западной Европы не знали этого пути вплоть до XVI века. Например, известно, что в 1576 г. король Дании Фредерик II давал задание пригласить к себе на службу Никитина (Павла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz