Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
104 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет только “душой всего предприятия”, по словам немец кого географа Фр. Гельвальда, но и фактически взял на себя руководство плаванием. Авторитет опального мореплавателя был безоговорочно принят обоими капитанами судов и всем составом экипажей. Теперь главный штурман был убежден, что Новую Землю надо обходить с севера: “Знаменитый географ Мерка тор доказал, что быстрые переходы от прилива к отливу и частые ветры препятствуют образованию льда на крайнем севере. То же говорит и наш географ Петр Планций, да и мой опыт убеждает меня, что они правы" [Лебедев, 1933, с. 15]. Следуя на север, экспедиция открыла о. Медвежий, правильно определив его широту 74°30'N и, продолжив плавание, приблизилась к Шпицбергену, который члены экипажа ошибочно, но вполне естествен но для того времени, приняли за часть “Зеленой страны” Гренландии. Здесь они встретили тяжелые паковые льды. Возвратившись к Медвежьему, Баренц взял курс на Новую Землю, чтобы попытаться, обогнув ее с севера, как советовал еще на берегу географ Планциус, отправиться на поиск арктического прохода. Капитан Рийп выбрал другой путь - к северу от Шпицбергена. В течение всей заполярной экспедиции Баренца команда выполняла измерения глубин и брала пробы грунта с морского дна. Виллем Баренц регулярно вел наблюдения над магнитным склонением. Обстоятель ность выполнения судовых работ была свидетельством уверенности в достижении поставленной цели. Но вопреки планам экспедиции и стараниям экипажа успешное поначалу плавание вдоль западного берега Новой Земли трагически закончилось Ледяной гаванью. Маневрируя среди ледовых полей в районе северной оконечности Новой Земли, моряки попали в безвыходное положение. “При страшной метели, - сообщает в своем дневнике летописец плаваний Баренца Геррит де Фер, - льдины стали громоздиться одна на другую, напирая на корабль. Судно приподняло, и кругом все трещало и скрипело. Казалось, что корабль должен развалиться на сотни кусков. Ужасно было видеть и слышать это, и волосы у нас вставали дыбом” [Визе, 1939, с. 38]. Одиннадцатого сентября голландцы причалили к подходящему береговому уступу и приступили к сбору плавника для строительства дома. Через месяц они переселились с корабля в новое жилье, которое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz