Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.
Глава 1 (XI-XVU вв.) 103 заливе, которому Баренц дал имя св. Лаврентия, корпус покинутого русского судна с остатками провизии... Участники экспедиции возвра тились в Голландию, доставив первые сведения о географическом положении островов и их природе. Амстердамские купцы решили, что путь в Китай наконец открыт и можно раскошелиться на более серьезное морское мероприятие. Вторая экспедиция состояла из семи судов и была определенно нацелена на успешное завершение коммерческого мероприятия, а пото му трюмы были загружены товарами, предназначенными для торговли с аборигенами. Самыми крупными судами командовали Баренц, Най и Тетгалис. Второго июля 1595 г. эскадра покинула причалы Амстердама и девятнадцатого августа уже входила в пролив Югорский Шар, который на этот раз оказался блокированным плотно упакованными плавучими льдами. После тщетного ожидания благоприятной подвижки ледовых полей командиры судов постановили: “Мы, нижеподписавшиеся , объявляем перед богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец, мы увиде ли, что богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию.” [Визе, 1939, с. 36]. Баренц был решительно против возвращения и предлагал пере зимовать на северо-западной оконечности Новой Земли, а летом следующего года плыть дальше на восток. Но его план был отвергнут и все благополучно возвратились на родину, чем полностью охладили пыл частных предпринимателей, финансирующих заполярные экспеди ции. Только после того как правительство назначило премию в двадцать пять тысяч гульденов за открытие Северо-Восточного прохода, амстердамские купцы дрогнули и проявили интерес к следующей экспе диции в составе теперь уже только двух кораблей под командованием торговых комиссаров эскадры: Яна Корнелиссона Рийпа и Якова ван Гемсерка. Третий поход был подготовлен более тщательно и снаряжен на дополнительные средства сената г. Амстердама. Команды двух судов состояли из добровольцев. Виллем Баренц, наживший немало врагов среди амстердамского руководства, не допустившего бывалого капитана к командному посту, согласился участвовать в экспедиции в качестве главного штурмана флотилии на корабле Гемсерка. Баренц был не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz