Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины ХХ века / Н. М. Адров. – Мурманск : [б. и.], 2002. - 517 с. : ил.

96 Н. М. Адров. Исследования Баренцева моря за 1000 лет Хью Уиллоуби Как видим, арктические морские походы как на Северо-Востоке, так и на Северо-Западе представляли собой совершенно уникальные человеческие истории, полные трагизма, героики и, конечно, дальнейшего роста исследовательских амбиций представителей ведущих морских держав, с берегов которых блудные сыны моря отправились добывать славу своей родине. Известный всем и высокочтимый Себастиан Кабот, пребывая уже в почтенном возрасте, организо­ вал поход на трех британских кораблях, целью которых тоже был Китай. Кабот составил подробнейший план экспедиции, предписывая впервые в практике мореплавания вести судовой журнал (личные записки велись и ранее, например, Колумб вел журнал по образцу “Комментариев” Юлия Цезаря). В инструкции, переведенной на русский язык И. Ф . Крузенштерном, он давал сле­ дующие указания: “ Ежедневные записи о путешествии должны вести также купцы и всяк, кто только в состояние сие делать. Особливо же должны штурмана и лоцмана означать ежедневно в продолжении всего путешествия в журнале своем все, что по их части заслуживает хотя некоторого уважения, как то: курс корабля, наблюдаемые высоты солнца и луны, направление и положение берегов, вдоль коих будут итти, силу морского течения, прилива и отлива, ветры и проч. Штурманам и лоцманам предлежит также ведение записок о картах, астролябиях и других инструментах”[Визе, 1939, с. 25]. В пункте двадцатом инструкции Кабот напоминал, что на корабле “никакая божба и употребление неблагопристойных слов, равно как и карточная игра и метание костей не должны быть терпимы”. Итак, в начале мая 1553 года корабли Морского торгового обще­ ства: “Bona Esperanza” (“Добрая Надежда”, водоизмещением 120 т), “Bona Confidentia” (“Благое упование”, 90 т) и “Edward Bonaventure” (“Эдуард Удалец”, 160 т), которыми командовали капитан-генерал сухо­ путных войск сэр Хью Уиллоуби, храбрый потомок знатного англий­ ского рода, но не обладающий морскими титулами, и капитаны Барроу и Ченслер, взяли курс на север. Плавание было неудачным и закончилось трагически. На входе в Баренцево море, не дотянув до мыса Мурманский Нос, названного Ченслером Нордкапом (в переводе - Северный мыс), во время шторма эскадра потеряла “Edward Bonaventure”. Именно ему, единственному из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz