Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).
объективные стороны отражения действительности, и естественно, что нас интересуют обе стороны, но более важной представляется последняя. 30-е годы XX в. были кульминационными в исследованиях Баренцева моря, потому что были решены первоочередные задачи нанесения главных изобат и изотерм: первые давали представление о формах дна огромного шельфового уступа Северного Ледовитого океана и обширнейшего вместилища морских вод, вторые - главным образом характеризовали противоборство водных масс Атлантики и Арктики. Появилась достаточно обширная для того времени база данных, созданная по материалам прошлых лет. Впервые получены факты сложного строения дна моря и главные его особенности, которые отражены на карте, выпущенной Зубовым в 1932 г. Особенно плодотворным оказался 1935 г., когда были выполнены подробные океанографические съёмки в 49-54 рейсах экспедиционного судна «Николай Книпович» и 52—55 рейсах прославленного «Персея». Всё море было поделено поровну между двумя этими судами - к западу от Кольского меридиана пролегал маршрут «Персея», а к востоку - «Н. Книповича». Росту интенсивности исследований в Баренцевом море в основном способствовало развитие рыболовства, более всего - тралового промысла. Он начался в 1910 г. с закупки предпринимателем К. Ю. Спаде четырёх траулеров грузоподъемностью по 80 т. (первые, оснащённые паровыми машинами мощностью до 400 л.с. траулеры начали строиться с 1901 г., имели длину от 34 до 44 м., грузоподъёмность 80-100 т., скорость до 10 уз. - 18.5 км/час). В 1926 г. на зимний траловый промысел вышли все 12 судов, а у мыса Варничного в г. Мурманске забиты первые сваи причалов рыбного порта. В начале этого же года все траулеры были оснащены радиостанциями. Уже в 1932 г. район тралового лова рыбы простирался от о. Медвежий на западе моря до Новой Земли - на востоке. В это время флот располагал 46 судами, а к 1938 г. - 70 траулерами, и обеспечивал рыбной продукцией не только Мурманскую и Архангельскую, но и центральные области России. Траловый промысел и его объекты подробно исследовались в первой четверти XX столетия Научным институтом рыбного хозяйства в Москве и Институтом по изучению Севера в Ленинграде, имевшем научно промысловую станцию в губе Порчниха на восточном Мурмане. Восточный Мурман стал объектом академических исследований Мурманской биологической станции - МБС, с 1936 г. обосновавшейся в поселке Дальние Зеленцы на берегу бухты Оскара. В 1937 г. МБС располагала тремя моторно-парусными ботами, самому крупному из которых (водоизмещением 42 т.) было присвоено имя академика К. М. Бэра. Два других бота получили названия «Песец» и «Волна». «Академик Бэр» был оборудован небольшой палубной лабораторией, расположенной рядом со штурманской рубкой. С самого начала существования Станции был создан музей, часть экспонатов которого 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz