Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).

лавируя между ледовыми полями Карского моря, каким-то образом добраться до устья Оби. А первым, кто получил истинное представление о Новой Земле, был житель Олонца, потомок уральских казаков и старовер Савва Лошкин, который вместе с двенадцатью артельщиками обогнул архипелаг через мыс Доходы (современный мыс Желания), единожды перезимовав на восточном берегу устьевой части, названной его именем реки Саввиной (Савины) в специально взятой в плаванье разборной избе. Из других славных имён можно выделить Павла Мясникова (20 плаваний на Шпицберген и 4 - на Новую Землю) и Василия Серкова, 15 раз побывавшего на Шпицбергене и 5 раз - на Новой Земле. По данным А. А. Жилинского в конце XVIII в. на Шпицбергене промышляло около 2200 поморов на 270 зверобойных судах. То есть, самое малое, каждый восьмой промышленник был кормщиком, можно сказать, истинным капитаном дальнего плавания, который обладал определёнными навигационными знаниями. Сведения русских кормщиков сыграли определяющую роль в представлениях картографов, которые считали, что Новая Земля, так же как и Шпицберген, является выступом Гренландии. Исключительно благодаря поморам географы XVIII в. окончательно убедились в том, что Новая Земля - это отдельный архипелаг, состоящий в основном из двух крупных островов, разделённых узким извилистым проливом Маточкин Шар. По заданию Адмиралтейств-коллегии в 1741 г. выполнена первая русская опись Мурманского берега. Согласно распоряжению Коллегии лейтенант русского флота В. Винков составил опись о. Кильдин и Кольского залива для нужд военного флота. В 1745 г. Российская Академия наук издала по всеобщему признанию географов лучший в мире картографический труд - «Атлас Российский». Во время царствования Анны Иоанновны начинает осуществляться программа исследования берегов Ледовитого океана, получившая название «Великой Северной экспедиции». В ней приняли участие 13 судов, построенных на северных верфях с помощью традиционной поморской технологии. Главные роли в баренцевоморских изысканиях тогда сыграли поморские кочи «Экспедицион» и «Обь» в 1734-1739 гг., посланные для описания берега от устья Печоры до Оби. С 1736 г. руководителем экспедиции был назначен один из образованнейших морских офицеров, лейтенант «майорского ранга» Степан Гаврилович Малыгин - человек целеустремлённый, решительный, строгий и даже, говорят, жестокий. В целом, Великая Северная экспедиция была беспрецедентной по сложности - восточнее Оби до самого Енисея проведены исследования Д. Л. Овцына, далее к востоку работали экспедиции лейтенантов В. Прончищева и X. П. Лаптева (штурман отряда - С. И. Челюскин), а П. Ласиниус и Д. Я. Лаптев прошли вдоль берега от устья Лены до Колымы. Собранные экспедицией материалы инструментальных наблюдений подверглись тщательной 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz