Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).
Западное издание карт «Восточной Татарии», собираемых в течение тридцати лет амстердамским бургомистром, вызвали настоящую сенсацию: «Это подобно открытию Колумба, - восхищался в письме Витзену английский учёный Роберт Соусвел, - открытию мира! По крайней мере это повесть о тех частях света, которые испокон веков оставались неизвестными». Особенно это касалось самых северных окраин, которые ассоциировались с теперешним Шпицбергеном. Официально принято положение о том, что Шпицберген открыли голландцы в экспедиции 1594-1597 гг. Русские поморы знали эти далекие земли и называли Грумантом, жители Скандинавии - Свальбардом (X oj одный край, барьер, берег). По версии, подвергнутой резкой критике историков и краеведов, русские люди впервые посетили Шпицберген в XII в. По крайне противоположной и абсолютно надежной версии, документированной историческими материалами, россияне впервые появились на Шпицбергене лишь за несколько десятилетий до первого посещения архипелаге Виллемом Баренцем, во второй половине XVI в. Но известно, что в XIV, а по некоторым данным (письмо немецкого картографа Иеронима Мюнцера, отправленное в 1493 г. португальскому королю Жуану И) - в XV в. груманланы были известны на Западе. В Дании они пользовались особым вниманием. Согласно историческим экскурсам С. В. Обручева и П. А. Фрумкина, в архиве датских королей сохранились документы о походах и зимовках на Груманте, о технике передвижения русских на раншинах (судах, выходящих раньше других, то есть не дожидаясь полного освобождения вод ото льда, обычно - извозные суда для доставки рыбы до прибытия лодей в целях более выгодной её продажи на архангельском рынке) и «судах-санях», преодолевающих и разводья и льды. Конец XVI и весь XVII век были периодами наиболее яростного штурма арктических широт с целью сквозного прохода Северного Ледовитого океана. Естественно, тогда никому не удалось закрыть проблему севморпути, навигация по которому даже в наше время, в экспедициях мощных ледоколов, не всегда проходит успешно. Вошедший в историю и географию английский мореплаватель Генри Гудсон, пытаясь найти проход из Атлантического океана в Тихий через Северный Ледовитый, достиг широты 80°45'N в районе Шпицбергена в 1611 г. После попытки соотечественника Гудсона, капитана Джона Вуда, предпринятой в 1676 г., закончившейся гибелью судна у Новой Земли, идеи прохода в Индию через северные моря и поиска свободного ото льда океана в районе Северного полюса были ненадолго похоронены. Можно сказать, что благодаря исследованиям Баренца и Гудсона голландцы сменили ориентацию освоения Арктики от поиска морского пути в Китай на китовый промысел в Баренцевом, Норвежском и Гренландским морях. іб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz