Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).
северу от линии Вардё-Маточкин Шар), а затем и всё море. Имя Баренца оно получит через полтора столетия, в 1853 г., от немецкого учёного Августа Петермана, объединившего Мурманское и Печорское моря под одним названием. Впервые обследовать Новую Землю по всей протяженности со стороны Баренцева моря удалось в 1596 г., когда экспедиция Баренца обогнула северную точку - мыс Желания в попытке пройти на юг архипелага вдоль восточного его берега для того, чтобы, достигнув Обской губы, спуститься по течению реки к предполагаемому северному проливу в Тихий океан и вдоль восточного берега Азии приплыть в столицу Китая. 21 августа 1596 г., после нескольких попыток пройти к юго-востоку от мыса Желания, не только прямой, но и обратный путь экипажу был навсегда отрезан от открытого моря плавучими льдами в небольшой бухте, вошедшей в историю под названием «Ледяной гавани». Это было не первое, а третье плавание знаменитого голландца. В первом плавании корабли Баренца в составе «Меркурия» и промысловой шлюпки достигли о. Кильдин 17 июня 1594 г., и отправились затем на северо- восток к Новой Земле. Другие два судна под командованием капитанов Бранта Тетгалиса (ещё один «Меркурий») и Корнелиса Ная («Лебедь») пошли к проливу Югорский Шар. После обследования берегов и кромки льда обе части экспедиции воссоединились в бухте реки Кары и возвратились в Голландию в сентябре 1594 г., предполагая, что разведали основную часть северного морского прохода. В этом плавании Баренц достиг широты 77° 55' N, которой в то время не удавалось достичь никому. Вторая экспедиция состояла из 7 судов, и была определенно нацелена на успешное завершение коммерческого мероприятия, а потому трюма были загружены товарами. 2 июля 1595 г. эскадра покинула причалы Амстердама и 19 августа уже входила в пролив Югорский шар, который на этот раз оказался блокированным плотно упакованными плавучими льдами. После тщетного ожидания благоприятной подвижки ледовых полей командиры судов постановили возвратиться в Голландию. Баренц был решительно против возвращения и предлагал перезимовать на северо- западной оконечности Новой Земли, а летом следующего года плыть дальше на восток. Но его план был отвергнут и все благополучно возвратились на родину, чем полностью охладили пыл частных предпринимателей, финансирующих заполярные экспедиции. Только после того как правительство назначило премию в 25 тыс. гульденов за открытие Северо-Восточного прохода, амстердамские купцы дрогнули, но проявили довольно вялый интерес к следующей экспедиции в составе Теперь уже только двух кораблей под командованием торговых комиссаров эскадры: Яна Корнелиссона Рийпа и Якова ван Гемсерка. Третий поход был подготовлен более тщательно и снаряжен на дополнительные средства сената г. Амстердама. Команды двух судов состояли из добровольцев. Виллем Баренц, наживший немало врагов среди 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz