Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).

страны была перекрыта могущественными португальцами и испанцами, не говоря уж о юго-восточном пути через Красное море, где проходили арабские торговые пути, жёстко контролируемые верноподданными слугами Аллаха. Англия несколько запаздывала с инициативой морского владычества, но недолго оставалось ждать того времени, когда крупнейшая колониальная держава Испания почувствовала мертвую хватку английских флотоводцев-пиратов Френсиса Дрейка, Джона Хаукинса и Уолтера Рэли, ставших «великими людьми нации». Попытки найти северный проход в экзотические страны дали миру помимо перечисленных выше мореплавателей, имена дерзкого англичанина Мартина Фробишера (1540-1594), погибшего в бою со своими вечными конкурентами-французами, Джона Девиса (1550-1605), трагически окончившего жизнь в единоборстве с японскими пиратами и Генри Гудсона (1550-1611), в период 1608-1611 годов атаковавшего Северо- Западный и Северо-Восточный проходы, и скончавшегося ещё более трагическим образом. Для достижения цели он получил судно «Hopewell» («Добрая Надежда») и достиг на нём рекордной северной широты 80° в районе Шпицбергена - там, где через 160 лет прорывалась к полюсу эскадра капитана Василея Чичагова, продвинувшаяся севернее на 78 км. В начале мая 1553 года корабли Морского торгового общества: «Вопа Esperanza» («Добрая надежда», водоизмещением 120 т.), «Вопа Confidentia» («Благое упование», 90 т.) и «Edward Bonaventure» («Эдуард Удалец», 160 т.), которыми командовали капитан-генерал сухопутных войск Хью Уиллоуби, храбрый потомок знатного английского рода, но не обладающий морскими титулами, и капитаны Корнелис Дурфорт и Ричард Ченслер, взяли курс на север. Плавание было неудачным и закончилось трагически. На входе в Баренцево море, не дотянув до мыса Мурманский Нос, названного Ченслером Нордкапом во время шторма эскадра потеряла «Edward Bonaventure». Именно ему, единственному из эскадры кораблю под командованием Ченслера, посчастливилось избежать гибельной зимовки на временных поморских становищах Мурмана, и добраться до постоянно населенных людьми берегов в устье Северной Двины. Отсюда сэр Ричард был доставлен ко двору Ивана Грозного и завершил свой навигационный и политический подвиг, приравненный англичанами к великим плаваниям Колумба и Васко да Гамы. В 1584 г. нидерландский купец Бальтазар Мушерон, не уделив должного внимания неудачам соседей-англичан, задумал организовать новое, более «продуманное» плавание Северным путем. Собрав сведения о Ледовитом океане у своих агентов в Московии, он изложил правительственным кругам в 1593 г. план об установлении торговых сношений с Дальним Востоком через северные моря. План был одобрен, и через год голландские купеческие общества отправили четыре корабля для поиска этого пути. В обречённой на неудачу экспедиции, принял участие Виллем Баренц, именем которого назовут вначале открытую часть (к 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz