Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).

льдами и выжималось вверх боковым напором атакующих льдин, поморский коч мог дрейфовать до тех пор, пока не будет вынесен на открытую воду. Кроме того, коч можно было перетаскивать волоком по льду, наматывая на шпиль (специальный ворот) канат, зацепленный за прочный ледовый уступ или закреплённый якорем в вырубленной лунке. Подобным же образом, волоком, по подкладываемым поочерёдно под днище лодьи сосновым брёвнам, преодолевались осушные участки пути. Конструкция коча имела ряд новинок, используемых впоследствии зарубежными мастерами, в частности, при постройке ледоколов. Консолидирующее международное и внутриполитическое значение Архангельска заключалось в том, что крупномасштабные торговые и транспортные проблемы в этот период истории решались главным образом водными путями, поэтому удобные для стоянки судов гавани, снабженные судостроительными верфями и судоремонтными мастерскими, как воздух были необходимы не только военно-морской промышленности, но и торговле. Исходя из этого, в конце XVII в. высочайшей волей Петра I в Архангельске было затеяно строительство коммерческих и военных кораблей, отличающихся от поморских плоскодонных судов более высокой остойчивостью и пригодностью для плавания по открытому морю в штормовую погоду. Пётр трижды посетил город на Двине, всякий раз пытаясь сделать из него базовый пункт по изготовлению «новоманерных» кораблей. Обширное российское пространство от Каспия до Урала тоже было втянуто в торговлю через Северную Двину. Речной флот стал кузницей кадров морских профессий для бывших «ярыжных» (гребцов и бурлаков, буксировавших на большой лямке аккуратные торговые лодьи или разлапистые огромные баржи «насады», когда в упряжке насчитывалось до трёх сотен человек). В конце XVII в. благодаря морякам Север стал самой близкой к европейской культуре частью России. «Морские ворота» Архангельска - Соломбала стала главным российским опытом создания международного морского порта с собственной судостроительной верфью по типу голландского города Амстердама - морской столицы Европы того времени, одержавшей верх в соперничестве с Антверпеном. Помимо северных промысловых и гидрографических экспедиций, в устье Северной Двины начинали свои плавания героические флотоводцы М. П. Лазарев, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, отдав швартовы только что построенных и принятых под своё начало боезых кораблей у Соломбальских причалов. Военные приготовления Петра распространились и на более северные морские рубежи великой Российской державы - в Кольский острог было отправлено 55 артиллерийских орудий и сформирован гарнизон из 500 стрельцов. Кольский залив стал вторым после устья Северной Двины базовым пунктом завоевания просторов Баренцева моря. В середине XVI века в первых русских населённых пунктах Мурманского берега - Коле, Печенге п

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz