Адров, Н. М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет : [краткое содержание]. Ч. 1. От начала тысячелетия до первой половины XX века / Н. М. Адров. - [Мурманск : б. и., 2012?]. - 47 с., включ. обл. - (Избранные труды ; 1).

бури и проводящего суда в безопасные гавани), покровителя мореплавателей, называемого в народе Николой Поморским, был построен в 1491 г. в Варзуге- крупном селении промысловиков. Опасные для жизни выходы в море стали требовать не только знаний, но и образования. Каждый глава поморской семьи старался обучить грамоте хотя бы одного из своих сыновей. Тем более что на Севере процент приказных людей - представителей духовенства и образованных служащих - был выше, чем в центральной России. Ими составлялись записи и документы о ведении хозяйства и событиях тогдашней жизни. Существуют сведения о том, что южные берега Баренцева моря были картированы на основе плаваний поморов ещё до начала XVI века. На русских картах был нанесён пролив, разделяющий Новую Землю на две части и названный впоследствии Маточкиным Шаром. До этого времени пролив Маточкин Шар не был знаком западным картографам, а поморам он был известен. На основе русских «чертежей» Г. Герритсом на Западе была издана подробная для того времени карта Кольского полуострова. По словам Ф. П. Литке, россиянам в первой половине XVI в. все берега Северного океана были известны - значит, регулярные плавания здесь действительно начались за несколько веков до этого времени. Благодаря исследовательскому таланту кормщиков из Холмогор, Мезени, Кеми, Пинеги, Колы и искусству их земляков - архангельских мастеров- корабелов, пространство от Новой Земли до самого Шпицбергена в период ХІ-ХѴІІ зв. было освоено. Известно, что ещё в XII в. на базе новгородской лодьи был построен поморский вариант этого судна, имеющий более высокую остойчивость за счёт увеличения ширины до 8 м и приспособленный для длительного плавания в суровых северных условиях - в носовом отсеке имелась кирпичная печь. Промышлявшие морского зверя охотники уверенно доходили на таких судах до кромки плавучих льдов, которая всегда служила им надёжным ориентиром дальнейшего маршрута. Следуя за отступающими на север и восток ледяными полями, поморы обнаружили лежбища моржей на о. Колгуев, открыли Новую Землю, продвигаясь ещё дальше, достигли островов Медвежьего и Надежды, подошли к восточным берегам Шпицбергена. Приобретая опыт арктического мореплавания и внося изменения в проектировку последующих вариантов морских судов ледового класса, поморы забирались в самые отдалённые и неприступные для западноевропейских кораблей районы Баренцева моря. Новым словом арктического мореплавания стал поморский коч (на других диалектах - коча, кочмора, кочмара) - одна из вершин кораблестроения. Его появление датируется XIII в., а название он получил от дополнительной противоледовой обшивки («льдяной шубы» - ледового пояса вдоль ватерлинии), выполненной из прочных пород дерева - дуба или лиственницы и называемой на архангельском диалекте «коцем» Обладая яйцевидной формой корпуса, чтобы судно не было затёрто 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz