Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

вынужден блуждать". Хотелось бы подчеркнуть, что путь к победе истины проложен совместными усилиями людей, которые не только складировали знания в копилку своего ума, но и пытались выведать, какие причины могли привести к тому, что наблюдается. Совсем не ради красного словца Демокрит некогда признался, что предпочёл бы постичь причину хотя бы одного природного явления, чем стать самым могущественным в мире правителем. Недаром Пифагор после великих своих открытий Луны, как отражателя солнечного света, тождественности утренних и вечерних светил, самую прославленную в веках теорему, говорят, отметил гекатомбой - жертвой целой сотни быков, по-видимому, символических. Продолжая философскую линию рассуждений, приведём некоторые соображения относительно последовательности уровней познания, этапов исследования и стадий работы, в которых используются понятия гипотезы, модели, алгоритма и т. п. [Адров, 2008]. Путь исследования можно представить как переход от этапа наблюдения к этапу интерпретации, минуя несколько промежуточных стадий. Эмпирический уровень познания предполагает те знания, которые уже имеются в наличии, - это человеческая практика. На этом этапе исследователю необходимо только наблюдение, то есть сбор и осмысление информации, как объектной (измерения), так и предметной (теории). В результате усвоения материала у него вырабатывается достаточный кругозор и складывается образ. Рождается предмет исследования , который представляет для него научный интерес и возможность реализовать идею. Этот образ может быть как ясным и простым, так и расплывчатым и сложным. Для перехода на следующий уровень, являющийся начальной ступенью науки, требуется угадывание единственно верного пути решения задачи. Термин эвристический (от греч. heurisko - ищу, нахожу), происхождение которого связано со знаменитым архимедовским восклицанием - "Эврика!" - выражает процесс угадывания этого пути. После успешного достижения возможности интерпретировать явления и использовать метод для решения практических задач происходит дальнейшее развитие исследования, которое начинается с того, что теоретический уровень становится эмпирическим, интерпретация переходит в простое методическое описание, а метод оказывается образом мышления, необходимым, но недостаточным для дальнейшего познания объекта, которое безгранично. Таким образом, последовательность стадий Н.М.Адров. Наука о Земле геономия 425

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz