Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

живым. Косные системы превосходят живые энергетикой, а живые - информативностью. Мир сознания и информационных систем нерасторжимыми узами связан с образованием , к тому же неизвестно, какой сфере умственной деятельности отдать предпочтение в его значимости для прогресса человечества - науке или искусству. Вспомнив не единожды переиначенные слова апостола Иоанна, можем сказать: "Весь мир в науке и образовании". В отличие от современного, более всего научно-технического, средневековое европейское образование было направлено на подготовку духовенства - фактически единственного административного класса VI-XII вв. Эпоха Возрождения решительно изменила расстановку сил, когда растущий торговый класс добавил к изучению философии и теологии ряд гуманитарных наук и математику. Официальное наступление науки происходило не без участия со стороны правительств и началось с организации академий в XVII- XVIII вв. Финансирование теоретических разработок имело различные источники, помимо гражданских государственных: военные ведомства, благотворительные организации, поддерживаемые крупными деловыми фирмами. Начало массовому образованию положил в XVII столетии последний епископ "Общины чешских братьев" Ян Амос Коменский (1592-1670), предложивший обучение предметам, представляющим исключительно практический интерес. Четыре принципа дидактики (от гр. didaktikos - поучительный) - наглядность, постепенность, подражание и упражнение - поставили образование на рельсы устойчивого и осмысленного закрепления знаний, познания причинных связей обучения с самой природой. Принцип сообразности, проповедуемый великим педагогом-гуманистом, заключающийся в том, что обучение должно соответствовать возможностям обучаемого в определённом возрасте и его задачами в соответствии с внешними природными условиями, усиливался активной практической направленностью педагогики: "Знать, говорить и действовать - вот в чём соль мудрости". Его лозунг - "всех учить всему" - ориентировал педагогов подобно клятве Гиппократа ещё на одну священную общественную миссию. 420

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz