Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

Современная лингвистика, несмотря на новейшие технические достижения и идеи XX в., сохраняет преемственность традиционного языкознания. Ещё в первой половине XIX в. учёный-энциклопедист, прусский государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), брат знаменитого естествоиспытателя и путешественника Александра Гумбольдта говорил о взаимосвязи языка и мышления: "Тем же самым актом, посредством которого он (человек) из себя создает язык, он отдаёт себя в его власть; каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступишь в другой круг... Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли". Согласно Гумбольдту, язык состоит из материи и формы, но именно форма составляет суть языка: "сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мечты и чувства". Основатель лингвистики был уверен в том, что по сравнению с другими видами культуры язык наименее связан с сознанием. Идея о бессознательном развитии языка и невозможности вмешательства в него получила развитие у Фердинанда де Соссюра (1857-1913) и других специалистов языкознания. Ф. де Соссюр, открывая объект лингвистической теории , вводит три важнейших понятия: речевая деятельность , язык и речь. При этом язык социален, то есть является общим достоянием говорящих на нём, а речь индивидуальна. В противоположность Вильгельму Гумбольдту Соссюр считал язык готовым продуктом, пассивно регистрируемым говорящим, а не саму деятельность (energeia), как считал его великий предшественник. Соссюр полагает, что "языковой коллектив не имеет власти ни над одним словом; общество принимает язык таким, какой он есть", он уверен в невозможности революции в языке. Генетическая роль языка находит свое отражение в социальном наследовании прошлого. Если пользоваться образным сравнением, то спирали "языковой ДНК" будут составлять все сочетания букв, слов, красок, звуков и других характеристик, преобразование которых с некоторых пор перестает испытывать изменения и служит тем генетическим признаком, который передается языковым поколениям. С утверждением о том, что наш обычный язык выражает самый слабый уровень формализации, а крайним полюсом 416

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz