Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

детерминированы не преступными, корыстными, безответственными действиями, а нравственно санкционированными побуждениями. "... Смута рождается из войны, - считал Е. Н. Трубецкой, - потому что война расшатывает весь государственный механизм, голод, - потому что война и смута повреждают все народное хозяйство и, наконец, моры, - потому что война всегда служит причиною возникновения жестоких эпидемий". Немецкий социолог, социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920) предложил идею экономической рациональности, выводящую общество из пределов смутного состояния. При этом высшим её воплощением является сознательная бюрократия, концепция которой восходит к работам А. Сен-Симона и Огюста Конта. "Веберовский ренессанс" в современной социологии, несмотря на его сомнительное здравомыслие, ведущий к подавлению индивидуальности и утрате ею личностного начала, тоже приводит в конечном счёте к обсуждению смысла жизни , который Вебер связывал опять же с вопросами веры и религии. Поскольку, по мере развития человечества, самой общепринятой из всех религий, всё более и более становилась рыночная идеология, появилась новая опасность перерождения личности. По утверждению американского психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980): "В рыночной ориентации человек теряет тождество с собою; он становится отчужденным от себя... Опасность прошлого в том, что людей делали рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами". Г. В. Плеханов, взвешивая на весах истории государственные системы Запада и Востока, на предмет ориентации России в делах управления, писал: "Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже. Капитализм развивает в человеке зверя; деспотизм делает из человека вьючное животное. Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей". Г. В. Плеханов Если вернуться от публицистических высказываний к постановке проблемы, то очевидно, что она имеет различные пути решения в зависимости от её конкретного содержания, так же как в науке, с тем лишь 414

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz