Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

взаимоотношения различных обществ приводило к отбору религии и морали, которые обеспечивали наиболее устойчивое состояние общества и среды его обитания. "Христианская религия, остановив быстрое развитие античной науки и техники, предотвратила рост народонаселения в Европе и подарила человечеству две тысячи лет нормального существования в естественной для человечества среде... Если бы не было "отсталых", живущих в соответствии с моралями разных религий развивающихся стран и их природной среды, развитым странам пришлось бы тратить на поддержание окружающей среды в том же состоянии до 99% своего национального дохода. В таких условиях никакого научно-технического прогресса произойти бы не могло, а "развитые" страны остались бы "неразвитыми" [Горшков, 1995, с. 403-404]. Возвращаясь к логической схеме любых здравых рассуждений, касающихся любых сфер интеллектуальной деятельности, можно сказать, что убедительная и выстроенная система умозаключений становится учением, а если в учении найдётся место материалу измерений и математически сформулированному закону, то эта часть учения превращается в строгую научную дисциплину. Примеров этого (Ньютон, Декарт, Карно, Дарвин и др.) мы рассмотрели в предшествующих главах немало, но сейчас нашей задачей является поиск достаточно эффективных и может быть даже каких-то строгих форм будущей жизни, объединяющей творчеством всех обитателей нашей планеты. Цитируемый ранее немецкий философ и психиатр Карл Ясперс говорил: "Идея коммуникации - не утопия, а вера". В какие конкретные формы превращаются неуловимые понятия веры? Как мы убедились, самые разнообразные: от суеверия и мифов до научных теорий и политических интриг, от варварских набегов до крестовых походов, от ветряных мельниц Мигеля Сервантеса до Соляриса Станислава Лема. Понятие веры в общечеловеческую практику сферы разума более всех интегрирует политика. И. А. Ильин (1883-1954): "Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной; она всех утомляет и всем надоедает...". По мнению другого русского философа Бориса Петровича Вышеславцева (1877-1954): "Ошибаются те, кто думает, что справедливое устроение человечества ("оправдание") разрешается системой справедливых законов, идеальным государством - монархией, или республикой, или коммунизмом, как думал античный мир и как думает современное внехристианское человечество; ошибаются и те, которые 412

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz