Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

порядку мира. Природный порядок держится на взаимном истреблении, или в лучшем случае на взаимном ограничении людей. Порядок нравственный или благодатный основывается на взаимной солидарности или единодушии и первое начальное и простейшее выражение этого нравственного порядка есть даровая помощь, бескорыстная благотворительность или просто милостыня", - считал В. С. Соловьёв. Видимо, интуитивно это же имел в виду английский писатель и философ Бернар Мандевиль (1670-1733), когда говорил: "Самая примитивная из религий полезнее для государства, нежели атеизм". Ш. JL Монтескьё Выдающийся французский правовед, социальный философ и политический мыслитель Шарль Луи Монтескьё (1680-1755) считал, что церковь должна быть посредником между народом и главой государства, все религии он рассматривал с позиции благ, которые они приносят гражданам. А. И. Герцен пришёл к выводу об особо западноевропейского пути России, усматривая в мировой сходке крестьянской общины главный социальный принцип развития общества - в письме к идеологу анархизма М. М. Бакунину он утверждал: "Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри". По Л. Н. Толстому, внутри нас находится царство божие, и естественно, что любое онтологически-космологическое и метафизико-богословское вмешательство для него неприемлемо, а сама идея государства как аппарата насилия является изуверской, как и мировые бойни, устраиваемые власть имущими. Иную и наиболее кардинальную точку зрения проводит в жизнь марксизм-ленинизм. В отличие от вышеприведённых она состоит в возможности технологического воплощения справедливого строя в виде социалистического государства и социалистического лагеря, в котором не должно быть эксплуатации, классовой дискриминации, войн и безнаказанных унижений. Единые нравственно-эстетические критерии, искусство и религия изначально формировали правша поведения людей в их взаимоотношениях с окружающей природой и внутри общества на основе одной и той же морали. Аморальные с точки зрения, скажем, православия конкурентные Н.М.Лдрое. Наука о Земле геономия 411

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz