Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

можно рассчитывать, что человечество способно внять совету, если его не хватает даже на то, чтобы внять предостережению?". Наш великий бывший современник Норберт Винер (1894-1964): "Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении". А Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788) констатировал неутешительную роль людских сообществ в судьбе животного мира: "Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые". Джонатан Свифт Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), философ и писатель, центральной мыслью которого было "обоснование целесообразности переориентации человеческого сознания с оптимистически- эвдемонической (эвдемонизм - счастье, довольство - Н. А.) установки на пессимистическое мироощ Человечество будет живо до тех пор, пока развиваются национальные культуры, а Европу, по мнению Леонтьева: "ждёт упадок во всех сферах жизни, общественные неустройства, столкновения с другими цивилизациями, косность жалких мещанских благ и добродетелей". Россия может продлить свое существование, если займет позицию изоляционизма , сохранит самобытность, традиционные социально- политические институты и общины, религиозно-мистические настроенности всех, даже исповедающих разные веры, граждан. Автор полагал, что именно через разочарование человек приходит к религии, далее - к уважению власти, укреплению государства и его спасению. Тютчевское "умом Россию не понять..." взято на вооружение не только остроумцами, но и философами, посвятившими свои переживания и мысли будущему государственному устройству России. К. Н. Леонтьев "Религиозное государство должно служить не природному, а чисто нравственному или благодатному 410

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz