Адров, Н. М. Геономия: наука о Земле : учебник / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

"Разнообразие чувств, вытекающих из религиозного сознания, бесконечно, и все они новы, потому что религиозное сознание есть не что иное, как указание нового творящегося отношения человека к миру, тогда как чувства, вытекающие из желания наслаждения, не только ограничены, но давным-давно изведаны и выражены. И потому безверие высших европейских классов привело их к самому бедному, по содержанию, искусству". Ставший поперёк и официальной религии и научной идеологии, только что процитированный Лев Толстой пытается объять необъятное сразу тремя средствами - искусства, науки (в его, отличном от традиционного профессионально-научного понимании) и этики, что видно из очередного его высказывания: "Деятельность научная и художественная в её настоящем смысле только тогда плодотворна, когда она не знает прав, а знает одни обязанности. Только потому, что она всегда такова, что её свойство быть таковою, и ценит человечество так высоко эту деятельность. Если люди действительно призваны к служению другим духовной работой, то они в этой работе будут видеть только обязанность и с трудом, лишениями и самоотверженностью будут исполнять её". Озабоченность великих деятелей литературы судьбой человечества в XX в. приняла не только более грандиозные, но и общедоступные формы. При этом суть высказываний нисколько не изменилась. Философ и литератор Лев Исаакович Шестов (он же Шварцман, годы жизни: 1866-1938) считал, что, поскольку наука равнодушна к переживаниям и страданиям, она не отражает истинного смысла существования человека, поэтому путь к истине и подлинной свободе идёт через откровение, которое даёт религия. Для православного философа отца Павла, в миру учёного-энциклопедиста Павла Александровича Флоренского (1882-1943), природа представляет собой не простую систему явлений, состоящую из их суммы, а подлинное реальное бытие с закономерностями существования, данными не извне, а наличествующими в нём самом - "живой реальностью". И. А. Ильин (1882-1954): "Человечество перестало испытывать, видеть, любить и творить главные, священные, зиждущие предметы; оно не верит в их объективную реальность, в их сущую прекрасность, в их самоценность, в их жизненную силу, в их спасительность. И отсюда всеобщая смута, всеобщая шатость, духовное разложение; подлинное горе от мнимого ума... Человечество творит свою культуру неверным внутренним актом, из состава которого исключены: сердце, совесть и вера, сила 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz